Работа: Учебная программа ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ для экономических специальностей
Предмет:
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Тема 1.1. Предприятие как объект и субъект планирования
Роль и место планирования в управлении предприятием. Состав функций управления предприятием, их содержание, взаимосвязь. Место функции планирования в управленческом цикле. Этапы процесса планирования. Характерные черты планирования. Отличие планирования от импровизации, их соотношение между собой. Понятие информационного цикла планирования.
Планирование как наука, вид деятельности и искусство. Возрастающая роль планирования в современных условиях. Предмет науки планирования. Объект науки планирования. Методы науки планирования. Суть централизованной и рыночной концепции планирования. Планирование как искусство.
Сущность и структура объектов планирования на предприятии. Виды деятельности предприятия. Этапы превращения исходных ресурсов в готовую продукцию. Особенности и структура производственного процесса на предприятии. Характерные особенности управленческих процессов, признаки их выделения при планировании.
Предмет планирования на предприятии. Ресурсы предприятия как объект планирования, их особенности, структура. Принципы формирования системы показателей планирования.
Тема 1.2. Система планирования на предприятии
Формы планирования и виды планов. Факторы, принципы и задачи народнохозяйственного планирования. Недостатки централизованной системы народнохозяйственного планирования. Причины потери управляемости экономикой. Классификация форм планирования.
Факторы, влияющие на выбор формы планирования. Влияние особенностей предприятия, внешней среды и специфики планирования на формы планирования. Критерий эффективности внутрифирменного планирования.
Организация планирования на предприятии. Состав структурных компонентов системы планирования предприятия. Кадры плановых работников, механизм планирования на предприятии, процесс планирования, средства, обеспечивающие процесс планирования, механизм совершенствования планирования. Организационная структура планирования, факторы, ее определяющие. Механизм влияния параметров предприятия на организационную структуру планирования. Классификация предприятий по типу организационной структуры планирования. Функции и методы планирования.
Структура плановых органов на предприятии. Варианты размещения плановых органов на предприятиях с централизованными и децентрализованными функциями планирования. Опыт построения служб планирования на отечественных и зарубежных предприятиях.
Тема 1.3. Средства и методы обоснования плановых решений
Использование различных методов и средств в планировании на предприятии. Особенности комплексного применения различных методов и средств.
Традиционные методы принятия плановых решений. Творчество в планировании. Адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы. Применение системы бухгалтерского учета. Предельный анализ. Норма прибыли на вложенный капитал. Дисконтирование и компаундинг. Традиционные методы оперативно-календарного планирования. Анализ чувствительности. Проверка устойчивости. Метод корректировки параметров плана. Балансовый и нормативный методы.
Количественные методы обоснования рациональных решений. Методы теории вероятности и математической статистики. Методы математического программирования. Методы имитации. Методы теории графов.
РАЗДЕЛ 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема 2.1. Методология стратегического планирования
на предприятии
Сущность стратегического планирования. Функции стратегического планирования. Способность предприятия к стратегическому планированию. Сравнительная характеристика подходов в планировании на предприятии, их последствия для предприятия в рыночной экономике.
Структура стратегического планирования. Характеристика основных компонентов стратегического планирования: миссии организации, целей и задач, внешней и внутренней среды предприятия, стратегических альтернатив, стратегии.
Преимущества и недостатки стратегического планирования. Опыт применения в отечественной и зарубежной практике.
Тема 2.2. Планирование стратегии предприятия
Деловое и стратегическое развитие предприятия. Задачи, решаемые в процессе делового развития. Трактовки сущности стратегии развития предприятия. Комплексный подход к деловому развитию и способы разрешения противоречий, возникающих между различными путями развития. Шкала полезности товара. Понятие функциональной стратегии. Система стратегий предприятия.
Типы и элементы стратегии предприятия. Направления формирования стратегии: лидерство в области минимизации издержек производства; лидерство в специализации производства продукции; концентрация усилий предприятия на определенном сегменте рынка. Стратегические альтернативы (эталонные стратегии). Конкретные типы стратегий предприятия.
Технология планирования стратегии. Факторы, влияющие на выбор стратегических альтернатив. Этапы и содержание процесса формирования стратегии предприятия. Ключевые факторы стратегии. Факторы успеха в реализации стратегии.
Тема 2.3. Планирование инвестиций
Сущность инвестиций, инвестиционного процесса и их связь со стратегией предприятия. Факторы, обусловливающие сложность планирования инвестиций. Структура инвестиционного цикла. Классификация инвестиций при их планировании.
Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности на предприятии. Актуальность инвестиционной деятельности при планировании стратегии предприятия. Причины низкой инвестиционной активности. Инвестиционная политика и инвестиционный климат. Инвестиционная активность и восприимчивость предприятий к нововведениям. Факторы активизации инвестиционной активности в рыночной экономике.
Методика оценки инвестиционных проектов при планировании инвестиций. Система показателей оценки инвестиционных проектов. Методика оценки. Анализ альтернативных проектов и выбор наиболее предпочтительных.
Порядок и методика составления плана инвестиций на предприятии. Основные этапы технологического процесса планирования инвестиций. Место и роль бизнес-плана в планировании инвестиций. Связь стратегического плана, плана технического и организационного развития, бизнес-планов, финансового плана и плана инвестиций на предприятии.
Принятие решений об источниках финансирования инвестиций. Классификация и оценка различных источников финансирования инвестиционной деятельности. Этапы поиска источников финансирования.
Тема 2.4. Учет фактора риска в планировании
Хозяйственный риск, сущность, место и роль в планировании на предприятии. Основные черты и элементы риска.
Виды потерь и риска. Классификация потерь и факторов риска. Связь риска с неопределенностью в процессе планирования деятельности предприятия. Виды рисков.
Показатели и методы оценки риска в планировании. Методы качественной и количественной оценки.
Методы снижения риска в плане. Распределение риска. Страхование риска. Резервирование средств в плане. Система управления риском.
РАЗДЕЛ 3. ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема 3.1. Методология тактического планирования
Цели, задачи, функции и особенности тактического планирования на предприятии. Содержание тактического планирования. Связь тактического планирования со стратегическим планированием. Горизонт, диапазон и интенсивность тактического планирования.
Состав и содержание плановых расчетов, выполняемых в тактическом планировании. Разделы и показатели тактического плана. Уровни детализации плана. Интеграция тактических планов предприятия. Оценка напряженности планов. Место и роль бюджетов в планировании.
Организация работы по тактическому планированию на предприятии. Этапы разработки тактического плана. Система органов предприятия, осуществляющая разработку тактических планов. Исходные данные для тактического планирования.
Проблемы и перспективы развития тактического планирования на предприятии.
Тема 3.2. Планирование продаж
Место и роль плана продаж и портфеля заказов в тактическом планировании. Связь плана продаж с другими разделами тактического плана. Структура и система показателей плана продаж.
Технология обоснования плановых решений по объему продаж. Исследование рынка как основа принятия решений. Области принятия решений. Источники и критерии оценки информации о возможном объеме продаж. Методика выполнения работ по исследованию рынка. Методы обработки информации и прогнозирования объема продаж предприятия в планируемом периоде.
Принятие решений по продукту. Планирование жизненного цикла продукта. Критерии оценки решений по продукту. Планирование инновации и диверсификации продукта.
Планирование распределения продукта. Критерии принятия решений по логистике и органам распределения продукта.
Планирование цен на продукцию.
Планирование рекламы. Цели и ограничения в рекламе сбыта.
Сферы принятия и оптимизация решений по рекламе.
Тема 3.3. Планирование производственной программы
Цели и задачи планирования производства продукции. Связь плана производства с планом продаж и другими разделами тактического плана. Разделы и система показателей плана производства.
Планирование объема производства продукции. Условия, ограничивающие объемы продаж. Учет сезонных колебаний спроса на продукцию. Расчет ожидаемых остатков готовой продукции на конец планируемого периода. Формирование номенклатуры и ассортимента продукции. Система натуральных и стоимостных показателей оценки плана производства, их классификация, сущность, содержание и взаимосвязь.
Обоснование плана производства продукции предприятия производственной мощностью. Методика планирования производственной мощности, исходные данные для расчета, состав и содержание плановых расчетов. Расчет загрузки оборудования. Планирование расшивки узких мест.
Планирование выполнения производственной программы. Планирование способа изготовления продукции. Распределение производственной программы по плановым периодам и производственным подразделениям. Оптимизация выпуска продукции.
Тема 3.4. Планирование материально-технического
обеспечения
Цели и задачи плана материально-технического обеспечения производства. Области принятия плановых решений в материально-техническом обеспечении производства. Разделы и показатели плана материально-технического обеспечения. Связь плана с другими разделами плана предприятия.
Планирование потребности в сырье, материалах, топливе и энергии. Состав и структура производственных запасов. Система натуральных и стоимостных показателей их планирования и оценки.
Планирование незавершенного производства.
Планирование приобретения сырья и материалов. Последовательность выполнения плановых расчетов. Анализ ценности сырья и материалов. Планирование оптимального количества заказов. Выбор предприятий-поставщиков. Планирование хранения и продвижения сырья и материалов.
Планирование потребности в оборудовании. Стратегия поддержания средств производства в исправном состоянии. Планирование жизненного цикла оборудования. Расчет потребности для замены физически изношенного и морально устаревшего оборудования. Расчет потребности в оборудовании для увеличения производственной мощности предприятия.
Планирование покрытия потребности предприятия в материально-технических ресурсах. Баланс ресурсов.
Тема 3.5. Планирование труда и персонала
Задачи и содержание плана по труду и персоналу предприятия. Критерии принятия плановых решений по персоналу. Разделы и показатели плана по труду и персоналу. Связь плана с другими разделами плана предприятия.
Планирование производительности труда по основным технико-экономическим факторам. Баланс рабочего времени. Планирование трудоемкости производственной программы.
Планирование потребности в персонале и источниках ее обеспечения. Планирование численности основных, вспомогательных и обслуживающих рабочих. Планирование численности руководителей, специалистов и технических исполнителей. Расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих.
Планирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
Тема 3.6. Планирование оплаты труда
Цели и задачи планирования оплаты труда. Фонд оплаты труда и заработной платы, их состав и показатели. Методика расчета планового фонда оплаты труда и фонда заработной платы. Расчет часового, месячного, годового фондов заработной платы.
Планирование различных доплат.
Современные методы планирования оплаты труда, их преимущества и недостатки, сфера применения.
Планирование фонда оплаты труда структурных подразделений предприятия. Особенности планирования оплаты труда на предприятиях различных форм собственности.
Зарубежный опыт планирования оплаты труда.
Тема 3.7. Планирование издержек
Цель и задачи планирования издержек и себестоимости. Разделы и показатели плана по издержкам. Связь плана с другими разделами плана предприятия.
Плановая смета затрат на производство. Смета прямых материальных затрат. Смета прямых трудовых затрат. Смета общепроизводственных расходов. Смета административно-управленческих затрат.
Планирование себестоимости продукции по калькуляционным статьям.
Планирование снижения издержек производства по факторам.
Особенности планирования издержек в различных типах производств.
Тема 3.8. Планирование финансов
Цели и задачи финансового планирования и контроля. Первичное и производное финансовое планирование. Содержание и порядок разработки финансового плана. Связь плана с другими разделами плана предприятия.
Развернутое планирование конечных финансовых результатов. Планирование доходов и поступлений средств. Планирование расходов и отчислений. Расчет запасов платежных средств.
Планирование кредитных взаимоотношений и взаимоотношений предприятия с бюджетом. Планирование распределения прибыли.
Оценка платежеспособности предприятия.
Особенности финансового планирования на предприятиях различных форм собственности.
РАЗДЕЛ 4. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема 4.1. Цели и задачи бизнес-планирования
Стадии разработки и реализации инвестиционного проекта. Назначение бизнес-плана инвестиционного проекта и его разработчики. Функции бизнес-плана. Объекты бизнес-планирования на предприятии.
Тема 4.2. Структура и содержание бизнес-плана
Требования к составу бизнес-плана. Структура бизнес-плана. Содержание основных разделов бизнес-плана.
Тема 4.3. Методические рекомендации по разработке
бизнес-плана
Основание для разработки бизнес-плана. Исходные данные для разработки бизнес-плана. Реализация бизнес-плана на предприятии. Порядок внесения изменений в бизнес-план.
Тема 4.4. Показатели эффективности бизнес-плана
Чистый поток наличности, чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости, уровень безубыточности, коэффициент покрытия задолженности, рентабельность, коэффициент финансовой независимости и напряженности, коэффициент оборачиваемости, коэффициент текущей ликвидности проекта.
Вернуться назад к списку работ... Курсовые от 10 р. Дипломные от 20 р.