Работа: Учебная программа ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Предмет: Менеджмент
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА
“ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА”
1. Введение в менеджмент
Кибернетика как всеобщая наука об управлении. Управляющая и управляемые подсистемы. Субъект и объект управления. Менеджмент и управление. Менеджмент как наука и практика управления людьми в организациях. Организация (предприятие) как система. Менеджмент и рыночная экономика. Сущность предпринимательства и менеджмента. Менеджмент как предпринимательское управление. Менеджмент как социальное управление.
Взаимосвязь менеджмента и научно-технического прогресса.
2. Процессный, системный и ситуационный
подход к менеджменту
Менеджмент как процесс. Сущность процессного подхода.
Системный подход к менеджменту. Понятие о системе. Элементы и связи в системе. Классификация связей. Система и внешняя среда, условия отграничения системы. Свойства систем: целостность, прогрессирующая изоляция, прогрессирующая систематизация, интегративность и др. Особенности социально-экономических систем.
Классификация систем.
Применение системного подхода в менеджменте.
Ситуационный подход: сущность, содержание, применение в современных организациях.
3. Система категорий менеджмента
Понятие категорий. Система категорий менеджмента. Взаимосвязь целей, задач, функций, организационных структур, законов, методов, принципов, стилей и процессов управления.
3.1. Цели менеджмента
Целесообразность и целенаправленность менеджмента. Цели менеджмента и целеполагание. Области целеполагания в организации. Требования к постановке целей.
Редукция и иерархия целей организации. Соподчинение и субординация частных целей.
Временной аспект целей. Траекторная и точечная формулировки целей.
Программно-целевое управление, этапы его реализации. Дерево целей, правила его построения. Экспертная оценка целей и распределение ресурсов организации в соответствии с оценкой. Области применения программно-целевого управления.
Управление по целям (МВО – management by objectives), его преимущества и недостатки. Иерархия целей руководителей при МВО. Карты ключевых задач и планы действий руководителей.
Корректировка целей.
3.2. Функции менеджмента
Функции менеджмента: понятие, место в системе категорий менеджмента, классификация. Общие и специальные функции менеджмента и их взаимосвязь.
Планирование как функция менеджмента. Цель, содержание и результаты выполнения функции планирования. Типы планов, бизнес-план.
Организация как функция менеджмента. Цель, содержание и результаты выполнения функции организации. Делегирование, департаментализация, организационные нормы и нормативы, централизация и децентрализация.
Мотивация как функция менеджмента. Цель, содержание, результаты выполнения функции мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения. Теории мотивации и их применение в практике менеджмента.
Контроль как функция менеджмента. Необходимость контроля. Учет, контроль и анализ.
Виды контроля в менеджменте: предварительный, текущий, заключительный. Мониторинг. Контроллинг.
Этапы процесса контроля.
Поведенческие аспекты контроля.
Характеристики эффективного контроля.
3.3. Организационная структура управления предприятиями
Структура и организационная структуры управления. Сущность и содержание организационной структуры управления предприятием. Элементы и связи в организационной структуре, их классификация. Иерархия как упорядочение вертикальных и горизонтальных связей.
Типы организационных структур управления.
Развитие линейно-функциональной организационной структуры на современном этапе. Бюрократические и механистические оргструктуры. Органические и адаптивные оргструктуры. Основные тенденции в применении различных форм оргструктур управления современными предприятиями.
Задачи, принципы и этапы формирования оргструктур. Факторы, учитываемые при построении оргструктур управления предприятиями.
Документы, регламентирующие оргструктуру управления предприятием, их содержание и правила разработки.
3.4. Принципы менеджмента
Принципы менеджмента: понятие, требования к их формулировке.
Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.
Классификация принципов. Общие принципы управления. Принципы реализаций функций менеджмента, выбора методов менеджмента, формирование оргструктуры управления и др.
Принципы управления современным предприятием, их состав и системность. Формулировка принципов менеджмента. Кредо организации (предприятия).
3.5. Методы менеджмента
Система методов менеджмента. Понятие, состав, место методов в системе категорий менеджмента. Способы мотивации трудовой деятельности. Классификация методов управления, теоретические основы рационального выбора методов для выбора варианта действий в конкретной ситуации.
Место экономических методов в системе методов менеджмента, факторы, определяющие их приоритетное значение в практике работы предприятий. Экономические законы, интересы и расчет как основа экономических методов. Инструментарий воздействия экономических методов: экономические рычаги, нормативы, показатели.
Организационно-распорядительные и административно-распорядительные методы менеджмента. Объективные законы и интересы, лежащие в основе их применения. Инструментарий воздействия. Границы эффективного применения административно-распорядительных методов.
Социально-психологические методы менеджмента. Законы социально-психологического развития и социальные интересы как основа социально-психологических методов. Инструментарий воздействия. Методы сбора социальной информации.
3.8. Управленческие решения
Управленческие решения: понятие, функции, требования и свойства, место в системе категорий менеджмента. Классификация управленческих решений.
Технологический процесс управления: общая характеристика, этапы принятия управленческих решений и их реализации.
Методы принятия управленческих решений. Табличная техника принятия решений. Эвристические методы.
Коллегиальные формы принятия управленческих решений: основные проблемы, принципы и методы. Экспертные методы.
Организация исполнения управленческих решений. Разработка организационных планов реализации решений. Доведение решений до исполнителей. Подготовка исполнителя к выполнению задания. Мотивация исполнителей.
Контроль исполнения принятого решения: необходимость, функции и системы. Требования к контролю.
4. Управление персоналом
4.1. Система работы с кадрами
Управленческий персонал. Классификация персонала управления.
Основные элементы системы управления персоналом. Планирование потребности в трудовых ресурсах. Набор, отбор, расстановка, оценка, аттестация и развитие персонала. Маркетинг, контроллинг и мониторинг персонала.
Кадровая служба организации. Структура и основные функции кадровой службы.
4.2. Руководитель в системе менеджмента
Руководитель – ключевая фигура в менеджменте. Задачи, решаемые руководителем. Требования к современному руководителю. Виды ответственности руководителя.
Стиль и методы работы руководителя. Типы стилей управления. Применение стилей управления в различных ситуациях. Факторы, влияющие на выбор стиля.
4.3. Организация труда управленческого персонала
Характер и содержание управленческого труда. Принципы и направления организации управленческого труда. Разделение и кооперация управленческого труда.
Особенности организации труда руководителя, проведение совещаний, собраний, бесед. Информация и технические средства в работе руководителя.
5. Менеджмент как система
Интегральная модель менеджмента. Виды менеджмента: производственный, инновационный, инвестиционный, финансовый, ситуационный, антикризисный, экологический, проектный, конфликтный, кадровый и др. Стратегический менеджмент.
Основные особенности менеджмента отдельных видов деятельности.
Факторы, предопределяющие изменение парадигмы менеджмента. Основные тенденции в современном менеджменте.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента. Спб., 1999.
Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 1996
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1998.
Воробьев Л.А. Основы управления производством: Учеб. пособие. Мн., 1997.
Герчикова И.А. Менеджмент: Учеб. М., 1999.
Глухов В.В. Менеджмент: Учеб. Спб., 1999.
Глушенко Е.В. и др. Теория управления. М., 1997.
Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. М., 1998.
Искусство менеджмента. Практическое пособие: Пер. с англ. М., 1998.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М., 1999.
Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой. М., 1995.
Менеджмент: Учеб. / Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. М., 1998.
Менеджмент: Учеб. / Под ред. Ф.М. Русинова. М., 1998.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996.
Олдкорп Р. Основы менеджмента. М., 1999.
Основы менеджмента и маркетинга / Под ред. Р.С. Седегова. Мн.: Вышэйш. шк., 1995.
Основы менеджмента / Под ред. С.Г. Лопатиной. М., 1999.
Основы менеджмента / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997.
Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. М., 1999.
Теория системного менеджмента / Под ред. В.Н. Кривцова, Р.С. Седегова. Мн., 1998.
Управление организацией: Учеб. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. М., 1999.
Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М., 1996.
Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес: деловым людям о предпринимательстве. Мн., 1992.
Дополнительная
Абрамова И.Г. Персонал – технология менеджера. Л., 1991.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997.
Беляцкий Н.П. Менеджмент: стиль лидерства. Мн., 1998.
Бобрышев Д.Н. Основные категории управления. М., 1987.
Волков И.Г. Личность руководителя и стили руководства. М., 1992.
Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого: В 2-х т. М., 1997.
Друкер П.Ф. Рынок: как выйти лидером. Практика и принципы: Пер. с англ. М., 1992.
Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М., 1996.
Ермолович Л.П. Теоретические основы менеджмента. Мн., 1992.
Зайцев Б.Ф. Система методов управления. М., 1989.
Как работают японские предприятия: Сокр. пер. с англ. М., 1989.
Кнорринг В.И. Искусство управления: Учеб. М., 1997.
Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., 1987.
Кремень М.А. Управление коллективом. М., 1997.
Лугаев В.В. Труд руководителя. Киев, 1991.
Менеджмент персонала 2000: Учеб. пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. Мн., 1998.
Мильнер Б.З. Теория организаций. М., 1998.
Минаев Э.С. и др. Основы теории менеджмента. М., 1993.
Петров А.В. Теория и организация американского менеджмента. М., 1991.
Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.
Современное управление: Энциклопедический справочник: В 2-х т. / Под ред. Д.Н. Карпухина, Б.З. Мильнера. М., 1997.
Современный менеджмент: принципы и правила / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. Н.Новгород, 1992.
Управление персоналом / Под ред. Б.Ю. Сербиновского, С.И. Самыгина. М., 1999.
Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. М., 1997.
Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. М., 1998.
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М., 1996.
Шонбергер Р. Японские методы управления производством. М., 1988.
Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1991.
Вернуться назад к списку работ... Курсовые от 10 р. Дипломные от 20 р.