Работа: Учебная программа МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предмет: Маркетинг
Тема 1. Предмет, метод и содержание курса
Маркетинговые исследования как важнейшая функция маркетинга. Место и роль курса в системе подготовки специалистов.
Основы методологии исследования.
Основные теории рынка и их связь с проблемами его изучения и прогнозирования в маркетинговых исследованиях.
Теории спроса, предложения, предельной полезности, использование основных теоретических положений в практике маркетинговых исследований.
Теория сегментации рынка и разработка прогнозов его стратегического развития.
Теория жизненного цикла товара и теория кристаллизации рынка как концептуальная основа для построения методологии исследования рынка и ее практического использования. Особенности изучения рынка на различных стадиях процесса кристаллизации.
Содержание и логика построения курса.
Тема 2. Содержание и организация маркетинговых
исследований
Место и роль маркетинговых исследований на предприятии.
Определение потребности в проведении маркетинговых исследований. Определение проблемы. Метод логико-смыслового моделирования проблем.
Определение целей маркетинговых исследований. Формулирование целей маркетинговых исследований. Выработка гипотезы.
Разработка требований к содержанию информации и определение ее источников.
Первичная и вторичная информация, границы и условия выбора типа информации.
Принципы построения маркетинговой информационной системы предприятия. Информационная система проекта. Маркетинговая информационная система. Система поддержки принятия решений. Сравнительная характеристика различных маркетинговых информационных систем.
Организация маркетинговых исследований. Разработка программы, плана и графиков работ по маркетинговым исследованиям.
Процесс маркетинговых исследований. Общая характеристика последовательности этапов проведения маркетинговых исследований.
Выбор методов проведения маркетинговых исследований. Разведочные исследования. Описательные исследования. Каузальные исследования.
Проектирование экспериментов.
Определение методов сбора данных. Общая характеристика методов сбора данных. Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований.
Методы анализа документов. Другие качественные методы. Методы опроса. Панельный метод обследования. Метод фокус-группы.
Методы получения данных от респондентов. Выбор конкретных методов опроса. Разработка форм для сбора данных. Надежность и достоверность измерения маркетинговой информации. Составление анкет.
Тема 3. Методы маркетинговых исследований
Измерения в маркетинговых исследованиях. Построение шкал измерений. Надежность и достоверность измерения маркетинговой информации. Методы измерения достоверности экспериментальных данных и границы их использования.
Методы сбора и обработки данных из периодической печати. Методы сопоставления данных, полученных из различных источников.
Методы поиска, сбора и обработки данных в Интернет.
Использование данных статистики, бухучета и оперативного учета.
Поиск и использование результатов фундаментальных научных разработок по проблемам рынка и маркетинга.
Методы сбора первичных данных. Наблюдение. Основные характеристики метода, области и границы его применения.
Опрос как важнейший метод сбора первичных данных. Виды опросов.
Эксперимент. Проектирование экспериментов. Оптимизация расходов на проведение и выбор типа эксперимента.
Имитационное моделирование. Основные этапы статистического моделирования. Метод Монте-Карло в маркетинговых исследованиях.
Построение системы моделей.
Теоретические основы метода. Метод корреляционно-регрессионного анализа данных. Границы эффективного применения корреляционно-регрессионных методов в маркетинговых исследованиях. Парная и множественная корреляция как показатель силы статистической связи между исследуемыми объектами. Каноническая корреляция. Методы построения регрессионных моделей.
Методы определения параметров моделей. Метод наименьших квадратов.
Экономическая интерпретация и анализ регрессионных моделей. Однофакторные модели. Многомерные модели. Линейные и нелинейные модели.
Специальные модели. Методы факторного анализа. Метод главных компонент. Экономическая интерпретация факторов. Регрессия на главных компонентах.
Другие методы анализа данных в маркетинговых исследованиях.
Тема 4. Выборка в маркетинговых исследованиях
Основные понятия. Методы определения объема выборки. Разработка выборочного плана. Этапы разработки выборочного плана. Определение объема выборки.
Организация и проведение сбора данных. Ошибки сбора данных. Контроль качества собираемых данных.
Анализ различий. Преобразование данных.
Тема 5. Экспертные оценки
Общая характеристика. Экспертные опросы, проводимые в несколько туров. Метод коллективной генерации идей. Метод Дельфы. Порядок проведения экспертных опросов и содержание их отдельных этапов.
Тема 6. Изучение потребителей
Управления изучения потребителей. Основные факторы, определяющие оценку и поведение потребителей.
Отношения и подходы к их изучению. Изучение отношения к компании. Изучение отношения потребителей к определенной марке товара.
Изучение системы ценностей потребителей.
Изучение уровня удовлетворения запросов потребителей. Определение влияния степени удовлетворенности товаром.
Изучение намерений потребителей. Определение структуры закупочного центра.
Принятие решении о покупке. Изучение поведения потребителей при и после покупки.
Тема 7. Изучение товара и цен
Определение факторов успеха нового товара. Роль характеристик товаров производственного назначения.
Определение направления совершенствования товара. Выбор вариантов товара. Использование ФСА.
Изучение цен. Факторы чувствительности потребителей к цене. Изучение эластичности спроса к цене.
Тема 8. Маркетинговые исследования рекламной
деятельности
Основные направления исследования рекламы. Исследование средств массовой информации на эффективность рекламы.
Исследования эффективности рекламы в Интернет. Исследование эффективности рекламной кампании.
Испытание рекламы, планируемой к выпуску.
Тема 9. Изучение конкурентов
Цели и задачи изучения конкурентов.
Завоевание преимуществ и исследование внешней предпринимательской среды в конкурентной борьбе как основная цель исследования.
Привлекательность отрасли и конкурентная борьба внутри нее. Выявление приоритетных конкурентов и определение силы их позиции.
Исследование конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности.
Исследование конкурентоспособности фирмы в целом.
Тема 10. Комплексное изучение рынка
Постановка вопроса. Разработка программы рыночных исследований. Формулирование гипотезы.
Изучение рыночной динамики. Источники исходных данных. Методы сбора и подготовки к анализу.
Анализ рыночной конъюнктуры. Анализ взаимодействия спроса, предложения и цен. Использование статистических методов анализа.
Применение непараметрических методов анализа. Разработка выводов и оформление отчета. Исследование внешней предпринимательской среды 11. Прогнозирование в маркетинговых исследованиях.
Общая характеристика методов прогнозирования, применяемых в маркетинговых исследованиях.
Прогнозирование, основанное на методах математической статистики.
Временные ряды и их прогнозирование. Линейные и нелинейные функции, используемые в прогнозировании.
Параболическое прогнозирование в маркетинговых исследованиях.
Сглаживание данных и экстраполяция.
Метод экспоненциального сглаживания. Рекуррентная формула сглаживания. Получение рядов сглаженных значений первого, второго и третьего порядка.
Нахождение начальных параметров сглаживания. Определение коэффициентов для расчетной модели прогнозирования.
Линейная и квадратическая модели. Ошибки прогноза для линейной и квадратической модели.
Эвристическое прогнозирование.
Прогнозирование сезонных рядов.
Подготовка заключительного отчета о проведенном исследовании.
ЛИТЕРАТУРА
Баранова Л.Я. Моделирование и прогнозирование спроса населения. М., 1978.
Бутенко А.И., Кучеренко В.Р., Карпов В.А. Конъюнктура рынка. Одесса, 1998.
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. М., 1998.
Давидович Б.Я. Методы прогнозирования спроса. М., 1972.
Дурович Ф.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн., 1997.
Елисеева Т.П. Система маркетинговой информации — основа регулирования спроса и предложений. Мн., 1997.
Ковалев А.И. Маркетинговый анализ. М., 1996.
Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М., 1996.
Королев Ю.Г. Метод наименьших квадратов в социально-экономических исследованиях. М., 1996.
Крастинь О.П. Изучение статистических зависимостей по многолетним данным. М., 1981.
Парсяк В.Н., Рогов Г.К. Маркетинговые исследования. Киев,1995.
Плескунин В.И., Воронина Е.Д. Теоретические основы организации и анализа выборочных данных в эксперименте. Л., 1979.
Сергиевский В.Н. Прогнозирование производственных потребностей. М., 1974.
Сиськов В.И. Корреляционный анализ в экономических исследованиях. М., 1972.
Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. Спб., 2000.
Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. М., 1977.
Вернуться назад к списку работ... Курсовые от 10 р. Дипломные от 20 р.