Работа: Учебная программа ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ для высших учебных заведений
Предмет:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
Место курса “Экскурсоведение” в системе подготовки специалистов сферы туризма.
Теоретические аспекты экскурсионной деятельности. Образовательно-воспитательное значение экскурсоведения.
Исторические предпосылки возникновения экскурсий. Взаимосвязь развития экскурсионной деятельности с туризмом, краеведением, музееведением, педагогикой.
Первый этап — дореволюционный: начало 18 века — до 1917 года; проведение первых учебных экскурсий; создание первых экскурсионных организаций. Принцип наглядности в обучении, первые школьные экскурсии и путешествия для взрослых, их познавательно-развлекательный характер, преобладание естественной тематики; просветительно-образовательная деятельность первых экскурсионных организаций.
Первые печатные издания по вопросам экскурсий и путешествий. Педагоги-энтузиасты экскурсионной работы, их теоретическое наследие.
Первые курсы по подготовке “руководителей экскурсий”.
Второй этап — советский, его периоды: первый — с 1917 по 1930 гг.; роль экскурсии в осуществлении программы культурной революции и ее задачи — ликвидация неграмотности “широких народных масс”; второй — с 1917 по 1945 гг.; становление пролетарского туризма и экскурсий; третий — 1950-е — 1980-е гг.; экскурсия, во-первых, как неотъемлемая часть идейно-воспитательной работы, во-вторых, как средство отдыха и развлечения.
Характеристика приведенных периодов. Становление экскурсионного дела и его развитие; пропаганда экскурсионного дела, педагоги и методисты, их вклад в развитие экскурсионной теории и практики. Экскурсионные издания: журналы “Экскурсионное дело”, “Экскурсионный вестник” и др.
Роль краеведческих организаций в развитии экскурсионного дела. Экскурсионные общества, их цели и задачи. Роль профессиональных союзов в организации и проведении экскурсий и путешествий.
Значение экскурсий в развитии культуры в целом.
Совершенствование экскурсионного дела: деятельность туристско-экскурсионных организаций, рост их сети. Развитие тематики экскурсий, ее идейно-политическая направленность; развитие экскурсий в системе туризма; возрастание роли экскурсий в послевоенные годы, их значение в патриотическом воспитании экскурсантов. Расширение тематики обзорных, исторических, историко-революционных, архитектурно-градостроительных, искусствоведческих и других тем экскурсий, их познавательно-воспитательная направленность; музейные экскурсии, расширение их тематики.
Дифференцированный подход в экскурсионном обслуживании населения. Дальнейшее развитие теории и методики проведения экскурсий.
Третий этап — постсоветский. Кризис развития экскурсионного дела в связи с распадом Советского Союза, его последствия.
Становление экскурсионной деятельности в рыночных условиях в Республике Беларусь. Создание туристско-экскурсионных предприятий различных форм собственности.
Тема 2. Экскурсионные возможности Республики Беларусь
Национальные ресурсы и социально-экономический потенциал развития Беларуси: население, социально-экономическая политика, наука, техника, состояние промышленного и аграрного комплексов.
Исторические памятные места, памятники истории, культуры, природы. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Учреждения образования. Учреждения здравоохранения. Научные, культурно-просветительные учреждения и организации. Использование материалов, характеризующих историю и современность края, в процессе подготовки и проведения экскурсий. Умелое использование экскурсионных возможностей — основа дальнейшего развития экскурсионного дела; выявление экскурсионных возможностей, изучение и использование их для расширения тематики экскурсий; их роль для развития въездного и внутреннего туризма. Реклама экскурсионных возможностей края в экскурсиях; использование наглядных форм: периодической печати, телевидения, радио, кино, видео .
Развитие экскурсионной деятельности и совместная работа туристско-экскурсионных учреждений с другими организациями по расширению использования экскурсионных возможностей Республики Беларусь.
Тема 3. Экскурсия, ее сущность
Место экскурсии в туристском бизнесе; в системе учебно-воспитательного процесса учебных заведений.
Различный методологический подход педагогов-методистов к определению понятий “экскурсия” и “сущность экскурсии”.
Цель и тема экскурсии; задача экскурсии; название экскурсии; признаки экскурсии; функции экскурсии; познавательно-воспитательная направленность.
Основа экскурсии. Правильное сочетание показа и рассказа — залог высокой эффективности проведения экскурсии.
Структура экскурсии: введение, основная часть, заключение.
Продолжительность экскурсии. Методологическая основа экскурсии; принципы разработки: научность, идейность, взаимосвязь теории с действительностью, правдивость, ясность, доходчивость, действенность.
Подтемы экскурсии и экскурсионные объекты, их взаимообусловленность.
Маршрут экскурсии. Принципы составления маршрута экскурсии: хронологический, тематический, хронолого-тематический.
Экскурсионный объект. Его сущность. Классификация экскурсионных объектов: по содержанию, по функциональному значению, по степени сохранности. Отбор объектов и их оценка для раскрытия содержания экскурсии. Составление карточки (паспорта) экскурсионного объекта.
Требования к экскурсии: достоверность, полнота изложения материала, законченность композиции, познавательное и эстетическое удовлетворение.
Экскурсанты и их познавательная деятельность на экскурсии.
Тема 4. Классификация экскурсий
Понятие классификации. Основные признаки классификации. По составу экскурсантов: для взрослых и детей; городских и сельских жителей; местного населения и приезжающих туристов; индивидуалов; групп, сформированных по профессиональному признаку или соответствующему уровню образования. По содержанию: обзорные (многоплановые), тематические. По тематике: природоведческие, экологические, исторические, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. По месту проведения: городские, загородные, производственные, музейные. По форме проведения: обычные, рекламные, учебные. Экскурсия как форма учебной работы: экскурсия-урок, экскурсия-прогулка, экскурсия-демонстрация, экскурсия-концерт, экскурсия-консультация. По способу передвижения: пешеходные, транспортные, комбинированные.Учет классификационных признаков: при выборе методики ведения экскурсий, создании условий для работы экскурсовода на маршруте, при определении направлений деятельности методистов или других работников экскурсионных бюро и предприятий.
Значение классификации.
Тема 5. Экскурсия как педагогический процесс
Самостоятельная роль экскурсии в процессе образования. Сочетание образования, воспитания и общей подготовки экскурсантов в ходе экскурсии. Экскурсия как педагогический процесс: цель, действие, конечный результат. Зависимость эффективности экскурсии от подготовленности и активности экскурсантов. Использование экскурсоводом основных педагогических компонентов: конструктивного, организаторского, коммуникативного, познавательного. Формирование педагогического мастерства экскурсовода; его реализация в экскурсии. Уровни умения экскурсовода оперировать информацией.
Учебная экскурсия. Система учебных экскурсий, их классификация.
Единство обучения и воспитания в экскурсиях. Методы воспитания: метод примера, метод упражнения, убеждения и пр.
Использование дидактических принципов в экскурсии: научности, доступности, наглядности, действенности.
Послеэкскурсионная работа экскурсовода-педагога: рекомендации для самообразования экскурсантов; список литературных источников по теме; рекомендации по посещению цикла экскурсий по данной тематике.
Значение практического применения элементов педагогики в экскурсии.
Тема 6. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
Учет требований законов логики в подготовке экскурсии. Роль логических законов в экскурсионной работе. Использование в экскурсии логических законов: определенности, непротиворечивости, последовательности, обоснованности. Основные законы мышления, используемые в экскурсии: тождества, исключенного третьего, достаточного основания. Применение в экскурсии логических приемов: сравнения, анализа, абстрагирования, обобщения. Использование для раскрытия темы экскурсии логических переходов: подчиненных, тождественных, противоположных, соотносительных, соподчиненных.
Логические основы доказательства в экскурсии. Структура доказательства, ее элементы: тезис, аргументы, демонстрация. Логические правила в доказательстве: определенность тезиса, неизменность тезиса. Требования к аргументам доказательства: истинность, непротиворечивость, достаточность, понятность, приемлемость. Основные методы доказательства в экскурсии: дедукция, индукция, аналогия, их выбор для проведения экскурсии.
Дедуктивный метод и формы вывода: категорический, условный, разделительный.
Индуктивный метод, требования выдвигаемые им в экскурсии.
Метод аналогии, его функции и состоятельность для доказательства в экскурсии.
Значение практического применения логики в экскурсионной сфере деятельности.
Тема 7. Психология в экскурсионной деятельности
Психология экскурсионной работы. Психологические основы и их влияние на действенность экскурсии. Социально-психологические факторы, учитываемые экскурсоводом при выполнении задач экскурсии. Психология экскурсовода. Психологические проблемы экскурсионной методики.
Экскурсия как процесс логического и чувственного познания мира. Логическое познание — мышление, память.
Чувственное познание — ощущение, восприятие, представление. Виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Виды памяти: кратковременная, долговременная.
Организация внимания на экскурсии. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, переключение, объем. Кризисы внимания на экскурсии и пути их преодоления. Приемы организации внимания.
Виды воображения на экскурсии: произвольное, непроизвольное, творческое.
Значение практического применения психологии в экскурсионной деятельности.
Тема 8. Эстетическое воспитание на экскурсиях
Задача воспитания на экскурсиях эстетического вкуса, пути и методы решения этой задачи; эстетическое сознание и его структура. Эстетические чувства, эстетические оценки, эстетический идеал, эстетические взгляды, эстетический вкус как критерии; эстетический вкус как способность верного суждения об эстетической ценности зрительного ряда. Эстетический вкус и мировоззрение экскурсанта. Особенности воспитания эстетического вкуса на экскурсии. Эстетическая организация предметной среды в экскурсиях.
Эстетическое воспитание на экскурсиях различной тематики. Эстетическое содержание экскурсионного материала. Особенности эстетического восприятия экскурсионных объектов на экскурсиях: искусствоведческих, архитектурных, природоведческих, производственных и пр. Естественная красота и совершенство форм объектов показа. Идея гармонии природы и культуры, закономерности эстетического восприятия.
Богатство эстетического содержания экскурсий — реальное совершенствование их тематики, создание циклов экскурсий.
Значение воспитания эстетического вкуса на экскурсии.
Тема 9. Методика подготовки экскурсии
Экскурсионная методика, ее задачи и требования. Предмет экскурсионной методики.
Методика подготовки экскурсии как часть экскурсионной методики.
Этапы подготовки экскурсии, их последовательность и взаимосвязь. Характеристика этапов подготовки новой экскурсии: подготовительный этап, непосредственная разработка, заключительный этап.
Подготовительный этап: цель и тема экскурсии, подбор материалов, изучение источников, подбор зрительного ряда, его изучение, составление картотеки объектов.
Непосредственная разработка: выбор и составление маршрута экскурсии, уточнение объектов и остановок, согласование маршрута. Работа над текстом экскурсии; виды текстов, выполнение требований, предъявляемых к ним. Соотношение общего и локального материала. Логическая взаимосвязь подтем для раскрытия темы экскурсии, их увязка со зрительным рядом. Наглядные пособия, требования к ним, классификация наглядных пособий. Выбор методических приемов.
Методическая разработка, ее структура и оформление. Требования к составлению методической разработки.
Заключительный этап: заключение на текст и методическую разработку экскурсии. Проведение пробной экскурсии. Анализ и обобщение опыта проведения экскурсии на разработанную тему, ее утверждение.
Тема 10. Методика проведения экскурсии
Предмет методики проведения экскурсии, ее определение, основа и назначение; требования экскурсионной методики к ней.
Методические приемы как особые способы действий экскурсовода, их задачи, варианты использования.
Классификация методических приемов, ее значение.
Особенности восприятия материала экскурсии, обеспечение интереса и внимания к нему. Методическое мастерство экскурсовода.
Показ в экскурсии, его составляющие, их характеристика.
Виды и особенности, схемы показа.
Методические приемы показа экскурсионных объектов, их определение и использование в различных видах экскурсий. Приемы показа вспомогательного зрительного материала.
Средства показа. Группы жестов, их виды. Эстетика жеста. Жесты как элементы показа, их классификация, специфика использования на экскурсии. Совершенствование применения жестов в экскурсионной практике.
Рассказ как органическая часть экскурсии, его формы и особенности. Требования, предъявляемые к экскурсионному рассказу. Композиция и сюжет рассказа. Раскрытие подтем и логические переходы.
Методические приемы рассказа, их характеристика и особенности. Методические приемы развития активности и познавательной деятельности экскурсантов.
Вступление и заключение на экскурсии, их особенности для экскурсий различной тематики.
Речь экскурсовода. Особые приемы выразительности речи и их использование в экскурсионном рассказе.
Особые приемы проведения экскурсий. Приемы, способствующие эффективному и качественному проведению экскурсий, их характеристика.
Методический прием движения, его формы, связь с постановкой задач экскурсии.
Встречи с участниками, очевидцами событий и содержание материала экскурсии.
Комплексный прием, подтверждающий специфические черты объекта, его влияние на экскурсантов.
Эмоциональное воздействие на участников экскурсии, его приемы.
Использование в экскурсии технических средств как особый прием.
Отработка, усвоение и совершенствование методических приемов проведения экскурсии.
Освоение техники проведения экскурсии, ее сущность, выполнение экскурсоводом ряда требований к ней.
Контакт экскурсовода с группой.
Выход экскурсантов к объекту.
Выбор схемы расстановки экскурсионной группы.
Передвижение участников экскурсии, темп движения. Место экскурсовода.
Соблюдение времени проведения экскурсии.
Адресность рассказа. Особенность использования индивидуального текста.
Значение пауз в экскурсии. Технические средства, техника использования иллюстрационного и демонстрационного материала.
Ответы на вопросы экскурсантов.
Особые приемы техники проведения экскурсий.
Тема 11. Природоведческие экскурсии
Образовательно-воспитательные задачи природоведческих экскурсий.
Окружающая среда как совокупность природных, социальных и искусственно создаваемых физических, химических и биологических факторов. Экология, ее основные понятия. Основные задачи охраны природы.
Взаимодействие человека с природой, значение природы в рекреационной деятельности. Эстетическое воспитание любви и бережного отношения к природе родного края на природоведческих экскурсиях.
Виды природоведческих экскурсий, их классификация: а) тематические: геологические, ботанические, зоологические, гидрологические, почвенные, ландшафтные, метеорологические, астрономические; б) многоплановые (обзорные). Объекты природоведческих экскурсий, их специфика.
Методика подготовки природоведческой экскурсии. Определение темы экскурсии, ее зависимость от природных условий и наличия объектов природы для экскурсионного показа.
Осмотр района предполагаемой экскурсии и отбор объектов природы для экскурсии, выбор мест показа объектов.
Изучение на месте экскурсии ландшафта, флоры и фауны, рек и озер, полезных ископаемых, различных предметов и явлений природы.
Изучение растительного и животного мира заповедника, ботанического сада, зоопарка; изучение соответствующих отделов и экспозиций краеведческого музея; подбор и изучение необходимой литературы. Географический и исторический краеведческий материал, их соотношение в природоведческой экскурсии.
Методика проведения природоведческих экскурсий. Показ экскурсионных объектов в их природно-естественной среде; специфика показа, наблюдения и анализа экскурсионных объектов, природы. Метод наблюдений явлений природы, жизни растений и животных в экскурсиях. Метод полевых исследований в экскурсиях.
Особенности рассказа экскурсовода, объяснение явлений природы и установление причинных связей, применение приемов, активизирующих познавательную деятельность экскурсантов. Инструктаж экскурсантов по технике безопасности в природоведческой экскурсии.
Включение экскурсионных объектов заповедников, ботанических садов, зоопарков, экспозиций краеведческих музеев, планетариев, обсерваторий, метеостанций в природоведческие экскурсии.
Особенности природоведческих экскурсий для школьников.
Выводы в экскурсии о значении природы, влиянии природы на человека, роли человека в охране природы.
Организация отдыха экскурсантов на природоведческих экскурсиях.
Тема 12. Экскурсии на исторические темы
Цели и задачи экскурсий на исторические темы. Классификация исторических экскурсий. Хронологический принцип построения маршрута экскурсии.
Раскрытие исторической эпохи — особенность содержания экскурсий на различные исторические темы, в том числе историко-революционные, военно-исторические; многоплановость содержания данного вида экскурсий: характеристика социально-экономической формации, роль классов и классовой борьбы, народ и личность в истории; наука, культура, искусство освещаемой эпохи.
Исторический источник и его роль в истории; документальность материала на исторические темы.
Приемы изложения материала в экскурсиях на исторические темы: прием воссоздания эпохи, исторических событий; прием локализации событий; прием включения показа мест археологических раскопок; прием показа письменных и вещественных источников; прием словесного описания личности в истории; прием использования материалов и экспозиций исторических и краеведческих музеев; особенности использования “портфеля экскурсовода”.
Специфика показа экскурсионного объекта в исторических экскурсиях; связь с современностью.
Выводы и обобщение в исторических экскурсиях.
Значение экскурсий на военно-исторические темы в патриотическом воспитании допризывной молодежи, кадетов и курсантов военных учебных заведений, военнослужащих и населения в целом.
Классификация военно-исторических экскурсий. Хронолого-тематический принцип построения экскурсии; соотношение общего и частного материала в экскурсиях, связь с современностью. Специфика и типы объектов на военно-исторические темы. Особые методические приемы ведения военно-патриотических экскурсий: приемы словесного воссоздания военных событий, словесный портрет героя; прием литературного монтажа; прием показа военно-исторических памятников и монументов; прием использования иллюстративного материала: карт, схем, документальных фотографий; прием движения; прием эмоционального воздействия. Элементы ритуала: возложение венков, минута молчания.
Экспозиции военно-исторических и других музеев и их включение в экскурсии. Показ военной техники на экспозициях музеев, его особенности. Использование хроникально-документальных фильмов, мемуарной литературы.
Особенности методики проведения экскурсий на военно-патриотические темы в городах-героях.
Тема 13. Искусствоведческие экскурсии
Роль экскурсий с показом произведений искусства, их цели, воспитательно-познавательные задачи.
Экскурсии с показом произведений искусства в системе эстетического воспитания. Виды экскурсий. Особенности экскурсионного объекта в искусствоведческих экскурсиях. Искусствоведческий анализ как основной компонент данного типа экскурсий. Учет непосредственного идейно-художественного воздействия произведений искусства на экскурсантов. Особенности анализа художественного образа произведения искусства на экскурсиях. Раскрытие социального значения искусства, его связи с исторической эпохой и современностью. Освещение в экскурсиях творческого труда деятелей искусства.
Экскурсии с показом произведений живописи, их задачи. Типы экскурсионных объектов, виды экскурсий с показом произведений живописи их задачи. Типы экскурсионных объектов, виды экскурсий с показом произведений живописи. Анализ творчества художника; включение в экскурсию показа мест его жизни и творчества. Раскрытие на экскурсиях замысла, сюжета и художественного образа произведения живописи. Анализ композиции, колорита, рисунка, техники живописи, методов ее реставрации. Освещение творчества художника в связи с исторической эпохой, в которой он творил.
Показ экспозиций картинных галерей и художественных музеев в экскурсии. Приемы показа творчества художников определенного периода в искусствоведческих экскурсиях.
Экскурсии с показом произведений декоративно-прикладного искусства, их особенности; эстетическое и трудовое воспитание экскурсантов в процессе их проведения. Особенности экскурсионных объектов данного вида экскурсий. Показ в экскурсиях произведений декоративно-прикладного искусства, выявление в нем отличительных черт национального характера.
Анализ произведений декоративно-прикладного искусства, его особенности, синтетический характер, функциональное назначение; раскрытие эстетических свойств и конструктивно-технических особенностей произведений декоративно-прикладного искусства. Специфика использования наглядных пособий из “портфеля экскурсовода”. Художественно-эстетическое и утилитарно-бытовое значение произведений декоративно-прикладного характера.
Включение в экскурсию посещений мастерских народных художественных промыслов. Посещение художественных музеев, выставок с показом произведений декоративно-прикладного искусства во время обзорных (многоплановых) экскурсий.
Экскурсии с показом произведений скульптуры, их цели и задачи, экскурсионные объекты в экскурсиях этого типа.
Виды скульптур, их показ. Место скульптуры в синтезе искусств. Приемы анализа скульптуры, раскрытие скульптурного образа, его фактуры, композиции, силуэта, показ моделировки, материала скульптуры. Освещение на экскурсиях техники создания скульптуры.
Особенности показа памятников, монументов, их роли в экскурсиях на различные темы.
Учет ландшафта при показе произведений скульптуры, приемы показа. Показ скульптуры в экскурсиях по садово-парковым комплексам. Приемы литературного монтажа в освещении творческих биографий скульпторов.
Посещение экскурсантами мастерских скульпторов. Включение в экскурсии различной тематики показа скульптуры, представленной в музейных экспозициях.
Театральные экскурсии как часть искусствоведческих экскурсий.
Виды экскурсий на театральные темы. Типы экскурсионных объектов, их многоплановость. Театральные здания как экскурсионный объект. Прием показа архитектуры в экскурсиях на театральные темы.
Эстетическое и нравственное воспитание на театральных экскурсиях. Освещение деятельности театра как одного из видов искусства. Взаимосвязь исторического и современного материала в репертуаре театра. Раскрытие в экскурсиях творческой биографии деятелей театрального искусства. Использование методических приемов в театральных экскурсиях: прием литературного монтажа; прием прослушивания фрагментов из спектаклей театра, монологов; искусствоведческий анализ в экскурсиях; прием показа наглядного материала; показ театральных декораций или их иллюстраций. Включение в экскурсии на театральные темы экспозиции музеев театрального искусства и других музеев.
Включение в экскурсию посещения спектаклей, встреч с деятелями театра. Использование театральных экскурсий в плановых маршрутах и маршрутах выходного дня.
Тема 14. Литературные экскурсии
Экскурсии на литературные темы, их типы, значение и роль. Специфика и типы экскурсионных объектов в литературных экскурсиях.
Приемы освещения литературы определенной исторической эпохи, воссоздание ее характерных черт для раскрытия литературного периода или периода жизни и творчества поэта или писателя.
Освещение в экскурсиях литературно-краеведческого материала, устного народного творчества.
Использование литературных произведений для раскрытия экскурсионного объекта, прием литературного монтажа. Включение в экскурсии записей мастеров художественного слова, писателей, поэтов.
Наглядные пособия для экскурсий на литературные темы, их особенности в освещении литературных произведений, их героев, биографии и творчестве поэтов и писателей.
Литературно-мемориальные и литературные музеи, их роль в подготовке и проведении экскурсий на литературные темы, использование экспозиций других музеев.
Образы литературных героев, их связь с действительностью, отражение в экскурсионных объектах.
Повышенные требования к речи экскурсовода в проведении экскурсий на литературные темы.
Тема 15. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
Цели и задачи архитектурно-градостроительных экскурсий. Особенности раскрытия на экскурсиях связи архитектуры с исторической эпохой, уровнем социально-экономического развития.
Памятники архитектуры и градостроения как экскурсионные объекты обзорных, исторических, литературных и других экскурсий.
Классификация архитектурно-градостроительных экскурсий: экскурсии, связанные с показом памятников определенной эпохи; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов; экскурсии, дающие представление о творчестве выдающегося зодчего или группы архитекторов и другие.
Специфика подготовки экскурсий на архитектурные темы. Характер источников экскурсий этого типа, их виды. Вспомогательные источники: письменные (литературные), изобразительные, вещественные.
Учет особенностей восприятия архитектурных объектов: замкнутость и открытость; ближний и дальний планы; фиксированные точки осмотра; верхний и нижний ярусы архитектурного пространства.
Показ в экскурсии жилых, общественных и промышленных зданий. Особенности показа застройки города; планировочная структура, зонирование, транспортные связи.
Архитектурный ансамбль и его показ; анализ целостности пространственного решения, соответствие определенному идейно-художественному содержанию и композиции. Анализ средств формирования архитектурного ансамбля (согласованность масштаба пропорций, ритма застройки, соподчиненность главных и второстепенных компонентов и пр.).
Приемы показа экскурсионных объектов, их многоплановости в функциональном, конструктивном и эстетическом единстве; роль приемов в создании художественного образа в архитектуре.
Особенности приема движения в экскурсиях на архитектурные темы; зрительные образы экскурсионного объекта; процесс восприятия; смена ракурсов в движении.
Прием реконструкции, задачи его применения; воспроизведение событий или особенностей эпохи; восстановление первоначального вида; реконструкция, основанная на изобразительных документальных данных.
Прием показа реставрации и консервации архитектурных памятников; знание специфики деятельности работы реставраторов.
Специфика показа культовых сооружений; органичность композиционного решения, функционального назначения, декоративного оформления интерьеров.
Анализ древних культовых сооружений как документа эпохи, важной части художественного наследия; как комплекса различных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; памятников воинской славы; использование эстетического отношения к природе: живописные места возведения храмов и монастырей, единство окружающей природы с религиозными чувствами верующих и другое.
Культовое зодчество, святые места и паломничества. Особенности подготовки и проведения экскурсий данного типа: раскрытие истории самих церковных зданий, традиционных принципов культового зодчества, роли церкви в развитии и сохранности отечественной культуры; зодчие и живописцы; поклонение святым местам.
Показ городов-заповедников, древних городов, их специфика: многоплановость и комплексность; искусствоведческая характерность показа, преобладание показа различных видов искусства в зависимости от характерных особенностей данного города. Включение в комплексный показ произведений архитектуры, экскурсионных объектов скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства.
Профессиональное мастерство экскурсовода и его совершенствование для проведения экскурсий на архитектурно-градостроительные темы.
Тема 16. Обзорная (многоплановая) городская экскурсия
Познавательно-воспитательные цели и задачи обзорной экскурсии. Понятие о многоплановости. Краеведческий характер обзорной городской экскурсии. Отражение исторического прошлого и сегодняшнего дня города, показ достижений в развитии экономики, науки, культуры, искусства.
Типы городских обзорных экскурсий. Основа построения городской обзорной экскурсии, ее структура, отбор подтем и основных вопросов, раскрываемых в подтемах. Сочетание исторического и современного материала. Отражение специфики города в ведущей подтеме экскурсии.
Отбор объектов, критерии отбора. Типы экскурсионных объектов: исторические памятники и сооружения (перестроенные, видоизмененные, исчезновение); современные объекты; памятники архитектуры; памятники искусства; скульптурные памятники; монументы; памятники археологии; основные и дополнительные объекты.
Определение маршрута обзорной экскурсии, принципы его построения, требования к его составлению, изучение маршрута, учет продолжительности экскурсии.
Работа над содержанием экскурсии; структура экскурсии, требования к ней.
Составление текста экскурсии и методической разработки. Текст экскурсии; учет различий между письменной и устной речью; раскрытие сущности объектов. Методическая разработка, требования к ней; варианты методической разработки и их использование; разделы методической разработки, ее объем; изменения и дополнения.
Проведение многоплановых экскурсий, комплекс используемых методических приемов: прием реконструкции, приемы сравнений (по сходству, по различию), цитирования, прием вопросов и ответов и др.; сложность логических переходов в экскурсиях данного вида.
Особенности проведения краеведческих обзорных (многоплановых) экскурсий. Краеведение и экскурсионное дело; краеведческие источники в экскурсии; направления изучения края: география, население, история, экономика, промышленный и агропромышленный комплекс, культура, наука, искусство, здравоохранение, рекреационные ресурсы. Многоплановость и многопроблемность краеведческих экскурсий; краеведческая обзорная экскурсия как комплекс своеобразных “микроэкскурсий”; владение экскурсоводом всем арсеналом методических приемов. Включение в экскурсии экспозиций краеведческих музеев.
Тема 17. Загородные экскурсии
Классификация экскурсий по месту их проведения.
Различные подходы к определению загородной экскурсии. Виды загородных экскурсий, их краеведческий характер, композиционное построение. Путевая информация в загородных экскурсиях, требования к содержанию путевой информации.
Обзорная загородная экскурсия, ее содержание, подтемы: краеведение, экономика, наука и культура, природа. Тематические экскурсии: исторические и их виды, архитектурные, искусствоведческие, литературные, природоведческие, производственные.
Загородные экскурсии и использование для их проведения различных видов транспорта. Особенности организации транспортных экскурсий: по продолжительности, наличию элементов отдыха экскурсантов, сочетанию экскурсоводческой деятельности с деятельностью руководителя туристской группы.
Особенности методики проведения загородной экскурсии: использование путевой информации; использование показа объектов (из окна автобуса на полном ходу, на замедленном ходу, показа издали, с выходом к объекту), характерные особенности данных видов показа.
Методика проведения загородных экскурсий. Панорамный показ как методический прием. Методические приемы зрительной реконструкции и локализации. Движение к экскурсионному объекту и относительно объекта как методический прием показа.
Приемы экскурсионного рассказа: литературного монтажа, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, участников событий. Прием отступления. Прием проблемной ситуации. Прием персонификации. Прием индукции в рассказе как переход от единичных зарисовок и фактов к общей картине, в показе как переход от анализа (показа) одного экскурсионного объекта к анализу (показу) ансамбля.
Паузы в загородной экскурсии, их назначение; организация отдыха экскурсантов на загородных маршрутах.
Тема 18. Музейные экскурсии
Использование музейных экспозиций в тематических экскурсиях.
Научная классификация музеев в зависимости от характера, назначения и основных функций. Научно-просветительские, исследовательские и учебные музеи.
Тематико-экспозиционный план и музейная экспозиция. Их назначение, составление и содержание. Особенности экспозиции конкретного музея. Подготовка экскурсии по музею. Основные этапы подготовки. Определение цели и темы. Маршрут и объекты показа (экспонаты музея). Включение музейных предметов из фондохранилищ, запасников в “портфель экскурсовода” (рисунки, карты, фото и т.п.).
Тематические экскурсии в музеях. Использование части музейной экспозиции (раздела, определенных стендов) в тематической экскурсии.
Подтема тематической экскурсии — показ экспозиции музея или ее части. Увязка материала экскурсии с содержанием материала, демонстрируемого в музее. Логический переход в музейной экскурсии.
Проведение комплексной тематической экскурсии (городские объекты и экспозиция музеев) одним экскурсоводом.
Совместная работа экскурсоводов по разработке новых тем (подтем) с работниками музея. Глубокое изучение экскурсоводом музейной экспозиции, знакомство с фондами, научными трудами сотрудников музея, изданиями-путеводителями, буклетами, изобразительными материалами. Отбор и освоение методических приемов проведения экскурсии в музее. Изучение опыта работы экскурсоводов — научных работников музеев. Организация учебных занятий в музее. Проведение учебных экскурсий по музейным экспозициям.
Подготовка контрольного и индивидуальных текстов экскурсии по музею, части текста (подтемы) комплексной экскурсии. Рецензирование текстов сотрудниками музея.
Подготовка методической разработки тематической экскурсии по музею, ее раздела в методической разработке комплексной (городской) экскурсии. Согласование структуры и содержания методической разработки с руководством музея.
Методика проведения музейных экскурсий, учет особенностей, типичных для музея: предметная интерпретация явлений и процессов; насыщенность объектов показа; воздействие музейной среды (подкрепление впечатлений документами и предметами); база музея (экспозиции, фонды, литература); запрограммированность маршрута, его протяженность и подчиненность; своеобразие выбора методических приемов.
Значение использования музеев в экскурсионной работе.
Тема 19. Производственные экскурсии
Производственные экскурсии как форма трудового воспитания, уважения к трудовым традициям коллектива предприятия. Значение экскурсий в ознакомлении с передовым производственным опытом, в профессиональной ориентации подростков.
Классификация производственных экскурсий в зависимости от посещаемых предприятий: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, гидроэлектростанции, научные учреждения. Специфика объектов производственных экскурсий; маршруты производственных экскурсий. Особенности показа производственного процесса в зависимости от характера и специфики производства. Предварительное или заключительное посещение музея трудовой славы на предприятии или технического кабинета предприятия. Показ истории и планов развития предприятия. Использование приема сравнений и сопоставлений в производственных экскурсиях. Показ истории и планов развития предприятия. Особенности показа и рассказа в условиях производственного шума. Дополнительный наглядный материал в производственной экскурсии. Встречи экскурсантов с передовиками производства.
Инструктаж о правилах по технике безопасности экскурсантов на предприятии. Численность группы, расположение ее в цеху, порядок движения на маршруте.
Учет профессионального и общеобразовательного уровня экскурсантов.
Тема 20. Дифференцированный подход к экскурсионному
обслуживанию
Организация экскурсионного обслуживания, требования к ней. Виды и формы экскурсионного обслуживания. Изыскания резервов по расширению видов и форм и увеличению объемов экскурсионного обслуживания; основные резервы: расширение тематики экскурсий, предоставление дополнительных услуг экскурсантам (питание, сувенирная продукция, предоставление услуг в соответствии с индивидуальными запросами); использование различных видов транспорта: такси, троллейбуса, трамвая и др.; новые формы экскурсионного обслуживания: экскурсии в вечернее время, экскурсии-прогулки для проживающих в гостиницах; проведение комплексных экскурсий и циклов экскурсий.
Дифференцированный подход к организации экскурсионного обслуживания.
Подготовка экскурсий и их проведение с учетом запросов, интересов, уровня подготовки и других особенностей экскурсантов.
Дифференциация экскурсантов и ее принципы.
Экскурсанты, деление на категории в зависимости от их интереса к историческим событиям, природе, конкретным личностям и т.п.; типы экскурсантов, их дифференциация: по возрасту, роду занятий, форме учебы, увлечениям и интересам. Виды формирования групп экскурсантов. Создание вариантов экскурсии на одну и ту же тему, для различных экскурсионных групп.
Изучение запросов и интересов населения, их формы: анкетирование, интервьюирование, коллективные и индивидуальные беседы и встречи с потенциальными экскурсантами, изучение их интересов и увлечений. Использование результатов проводимого изучения в практической экскурсионной деятельности.
Специфика подготовки и проведения экскурсий для детских групп, для школьников и учащейся молодежи; варианты экскурсий.
Особенности подготовки и проведения экскурсий для иностранных туристов, в том числе проведение экскурсий под перевод.
Тема 21. Организация экскурсионной и методической работы на туристском предприятии
Создание туристско-экскурсионных предприятий, их правовые основы, необходимые документы. Зона деятельности, виды оказываемых услуг. Штатное расписание, структура, наименование отделов и должностей работников.
Хозяйственно-финансовый план, его разделы и показатели, их разработка и утверждение. Экскурсионно-хозяйственный план как часть хозяйственно-финансового.
Анализ, оценка туристско-экскурсионных услуг, их планирование в соответствии со спросом и предложением экскурсионной продукции.
Организация экскурсионной работы: организация экскурсий и путешествий для местного населения и приезжающих туристов, в том числе индивидуалов; экскурсионное обслуживание коллективов промышленных учреждений и сельчан; туристско-экскурсионная работа с молодежью.
Рекламные мероприятия по расширению экскурсионного обслуживания.
Структура управления туристско-экскурсионным учреждением. Бюро экскурсий и путешествий, его кадры: организаторы путешествий и экскурсий, руководители туристских групп, экскурсоводы (гиды); формы работы с ними — подбор, подготовка, повышение квалификации.
Методическая работа: обеспечение высокого качества разрабатываемой методической документации, выявление резервов и расширение экскурсионной тематики, совершенствование экскурсионной методики, обеспечение высокого качества проведения экскурсий.
Методический совет, методические секции. Проведение занятий, семинаров, научно-практических и методических конференций по повышению экскурсоводческого и методического мастерства. Разработка и утверждение новых тем экскурсий, их методическое обеспечение.
Диспетчерская служба, ее структура, задачи. Круг обязанностей диспетчерской службы. Картотеки и учетные документы (журналы) диспетчерской службы, их ведение и компьютеризация.
Совместная работа с другими организациями, учреждениями и предприятиями. Обеспечение выполнения договорных обязательств.
Тема 22. Организация и содержание работы экскурсовода
Экскурсовод — центральное звено в развитии экскурсионного обслуживания. Требования, предъявляемые к экскурсоводу: образовательный уровень, знание экскурсионного дела, педагогики, психологии, логики и других специальных дисциплин в соответствии с проводимой тематикой экскурсий.
Организация работы экскурсовода. Планирование работы, основные обязанности экскурсовода, их особенности в современных условиях работы туристского предприятия. Совершенствование действующих и разработка новых тем экскурсий; подготовка рефератов, докладов, выступлений; участие в различного рода конференциях; прослушивание экскурсий, их рецензирование.
Права экскурсовода. Контроль за работой экскурсовода, анализ и прослушивание проводимых им экскурсий, рекомендации по их совершенствованию, повышению эффективности и качества. Тарификация экскурсовода, оплата его труда. Совмещение обязанностей экскурсовода с руководством туристской группой.
Особенность профессии экскурсовода. Личность экскурсовода. Экскурсоводческое мастерство, пути его совершенствования. Основа профессионального мастерства — владение экскурсионной методикой; знание техники ведения экскурсий, использование методических приемов.
Речь экскурсовода — составная часть его профессионального мастерства. Культура и техника речи, ее эмоциональная окраска, выразительность. Использование специальной литературы и других форм по совершенствованию речи.
Важнейшая задача экскурсовода — постоянное совершенствование умений и навыков. Пополнение и обновление знаний: обзор новых публикаций, работа в библиотеке, архиве; посещение занятий лектория по различным темам, встречи с учеными, литераторами, деятелями культуры и искусств и т.д.; краеведческих мероприятий, конференций, заседаний обществ охраны памятников истории и природы, заседаний в музеях. Использование приобретенных знаний в работе экскурсовода. Современные проблемы подготовки экскурсоводов, повышение квалификации экскурсовода на специальных курсах, семинарах и других формах обучения.
Тема 23. Культура и качество экскурсионного обслуживания
Понятие “качество экскурсионного обслуживания”. Совокупность факторов, обеспечивающих высокое качество проведения экскурсий: подготовка и разработанность темы экскурсии, мастерство экскурсовода, четкая организация экскурсии, координация действий исполнителей.
Контроль за качеством экскурсии, система и формы контроля, оценка качества новой экскурсии, заключение о качестве индивидуального текста экскурсии. Качество методической документации, качество автотранспорта, подготовленность экскурсовода. Выполнение заказчиком своих обязанностей. Подготовленность экскурсантов к участию в экскурсии, дифференцированный подход к ним, учет особенностей конкретной группы.
Показатели качества экскурсионных процессов; спрос на экскурсионные услуги как важнейший показатель качества, эффективность экскурсий и интерес экскурсантов к теме на всем протяжении экскурсий. Примерная схема анализа экскурсии: подготовка к анализу — знакомство с контрольным текстом, методической разработкой, маршрутом экскурсии, “портфелем экскурсовода”. Методика анализа экскурсии по содержанию материала: показ и рассказ, их составные части — подтемы и основные вопросы, оценка содержания каждой из частей. Оценка экскурсии в целом. Анализ экскурсии по методике ее проведения: анализ методических приемов показа и рассказа, использованных в экскурсии. Результаты анализа, как основа для рекомендаций по повышению качества экскурсии.
Тема 24. Повышение эффективности экскурсионной
деятельности
Направления и резервы повышения эффективности экскурсионной деятельности, их характеристика. Новые формы работы. Многовариантность экскурсионной программы. Комплексный подход к созданию экскурсионного продукта.
Условия и предпосылки эффективности экскурсионной деятельности в Республике Беларусь.
Вернуться назад к списку работ... Курсовые от 10 р. Дипломные от 20 р.