Работа: Учебная программа ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА для высших учебных заведений
Предмет:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Экономическая природа туризма
Туризм — крупнейший сектор экономики мирового хозяйства. Вклад туризма в экономику страны.
Сущность и содержание туризма. Основные понятия, применяемые в экономике туризма: “туризм”, “туристская деятельность”, “туристский продукт”, “туристская услуга”. Характеристика туризма как вида экономической деятельности. Виды туристской деятельности.
Туризм в структуре народнохозяйственного комплекса страны. Платежный баланс страны. Взаимодействие предприятий туризма с предприятиями других сфер и видов деятельности. Предприятия индустрии туризма.
Экономическая эффективность туризма. Эффективность и значение внутреннего и международного туризма с точки зрения отдельного работника туристского предприятия, туристского предприятия, страны. Экономические показатели развития туризма и их характеристика на микроуровне, макроуровне, уровне мирового хозяйства. Эффект мультипликации туризма.
Туризм как объект анализа. Туристская статистика.
Тема 2. Экономическая среда функционирования туризма
Понятие “экономическая среда”. Субъекты экономической среды: государство, природное окружение, рекреационные ресурсы и др. и их взаимодействие.
Условия функционирования туризма. Правовое поле деятельности туризма. Общая характеристика основных нормативных актов Республики Беларусь, регулирующих деятельность туристских предприятий. Специальные нормативные документы. Международные акты.
Социально-экономические условия. Уровень экономического развития страны. Туристское потребление. Факторы, влияющие на степень туристского потребления. Понятия “прожиточный минимум” и “потребительская корзина”. Баланс денежных доходов и расходов населения. Определение прогнозной величины покупательских доходов.
Туристский спрос и туристское предложение — как основа развития туристского бизнеса и элементы рынка. Анализ рынка туристских продуктов и услуг и его закономерности. Оценка емкости туристского рынка. Прогнозирование общего объема спроса.
Роль и значение финансовой и валютной политики в совершенствовании экономического механизма функционирования туризма и увеличении поступления в бюджет государства валюты.
Совершенствование системы налогообложения как источника инвестирования туризма.
Туристская политика. Уровни реализации туристской политики. Цели и средства реализации туристской политики. Внутренние (национальные) и внешние (международные) аспекты туристской политики. Носители туристской политики, их структура и характеристика. Регулирование туристской деятельности. Методы государственного регулирования: экономическое стимулирование в системе государственного регулирования.
Тема 3. Туристское предприятие
Туристское предприятие как субъект хозяйствования и юридическое лицо. Цели туристского предприятия. Характерные черты и функции предприятия. Внутренняя и внешняя среда туристского предприятия.
Понятие юридического лица и их классификация. Коммерческие и некоммерческие предприятия. Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий: характеристика и отличительные черты. Представительства и филиалы. Предпринимательство в сфере туризма. Общественные объединения в туризме.
Туроператор, турагент.
Индустрия туризма. Характеристика и особенности основных типов предприятий, функционирующих в системе туризма.
Методика расчета обоснования экономической эффективности создания туристского предприятия.
Порядок осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в сфере туризма.
Основания прекращения деятельности субъектов хозяйствования. Банкротство. Выбор стратегии предотвращения банкротства, пути повышения конкурентоспособности туристского предприятия.
Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Принципы и формы хозяйственного расчета. Варианты методик расчетов обоснования хозяйственного расчета для уровня: отдельного работника туристского предприятия (управления, отдела, сектора); структурного подразделения; предприятия.
Тема 4. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
Экономическая сущность основных фондов. Классификация основных фондов. Назначение, состав и характеристика основных фондов туристского предприятия.
Нематериальные активы: особенности, состав, источники приобретения, амортизация.
Физический и моральный износ основных фондов. Амортизация, методы ее начисления.
Анализ состояния и эффективности использования основных фондов на предприятиях туризма. Показатели эффективности использования основных фондов в туризме. Пути повышения эффективности использования основных фондов. Инвентаризация и переоценка основных фондов. Лизинг, его экономическая сущность. Преимущества использования лизинга в туризме.
Оборотные фонды, их роль и значение в организации производства туристского продукта и услуг. Структура оборотных фондов. Нормируемые и ненормируемые оборотные фонды. Источники образования оборотных фондов. Сущность оборотных производственных фондов.
Фонды обращения, их свойства, состав и назначение.
Показатели эффективности использования оборотных фондов. Управление оборотными фондами. Планирование потребности туристского предприятия в оборотных фондах. Пути повышения эффективности использования оборотных фондов.
Тема 5. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
Сущность, особенности и специфика труда в туризме. Трудовые ресурсы туристского сектора экономики: состав, структура, характеристика, источники формирования. Личность менеджера туристского предприятия. Механизм регулирования трудовых отношений в трудовом коллективе.
Туризм как сфера приложения труда.
Система показателей, характеризующих эффективность использования трудовых ресурсов. Показатели по труду. Факторы, влияющие на эффективность труда в туризме.
Штатное расписание, его составление на туристском предприятии. Прогнозирование численности персонала.
Заработная плата и ее сущность. Принципы оплаты труда в туризме. Механизм регулирования заработной платы в туризме. Сущность государственного регулирования оплаты труда. Роль и значение коллективного договора в организации оплаты труда в туризме. Структура и характеристика коллективного договора. Организация оплаты труда в туризме.
Тарифная система и ее элементы: тарифные сетки и ставки, должностные оклады, надбавки, доплаты; классификационные справочники работ, профессий, должностей.
Формы и системы заработной платы. Специфика и особенности оплаты труда в туристских предприятиях. Система премирования работников туристских предприятий.
Порядок и формы выплаты заработной платы в туризме.
Состав фонда заработной платы на туристском предприятии. Источники средств для выплаты заработной платы.
Анализ и планирование фонда заработной платы туристского предприятия.
Тема 6. Финансовые ресурсы туристского предприятия
Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов. Собственные, привлеченные, заемные средства. Оптимизация структуры источников финансовых ресурсов. Эффект финансового рычага.
Организация финансовой деятельности туристской фирмы. Роль финансовой службы. Взаимоотношения туристского предприятия с банками. Критерии выбора банка. Виды счетов и порядок их открытия. Взаимоотношения и порядок расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами и страховыми организациями. Государственное регулирование финансовой деятельности туристского предприятия.
Учетная политика туристского предприятия и порядок ее разработки.
Финансовая отчетность туристского предприятия, ее структура и характеристика. Финансовая информация и контроль на туристском предприятии как способ реализации контрольной функции финансов. Формы и методы контроля. Внутренний и внешний контроль. Органы, осуществляющие финансовый контроль и их полномочия.
Системы и виды расчетов в финансах фирмы. Особенности использования в системе туризма наличной и безналичной форм обслуживания и их разновидностей.
Инвестиционная деятельность туристской фирмы. Ресурсы и источники инвестиций. Виды кредитов. Инвестиционные проекты в туризме. Оценка эффективности инвестиционных проектов в туризме. Методика расчетов. Дисконтирование капитала.
Тема 7. Издержки производства туристского предприятия
Сущность издержек производства в туризме. Классификация издержек, их состав. Бухгалтерские и экономические издержки. Прямые и косвенные издержки. Постоянные и переменные издержки. Издержки производства и себестоимость туристского продукта. Группировка затрат на производство туристского продукта по экономическому признаку. Материальные и нематериальные затраты. Состав материальных затрат, расходов на оплату труда, прочих затрат. Отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, отчисления и налоги, включаемые в себестоимость и отпускную цену туристского продукта, услуги. Характеристика структуры и уровня издержек туристского предприятия.
Анализ издержек производства туристского предприятия по общему уровню и в постатейном разрезе. Расчеты и оценка влияния основных факторов на издержки в туристском предприятии. Доходы туристского предприятия и издержки производства.
Планирование издержек производства в туристском предприятии. Особенности планирования издержек производства на туристских предприятиях различных типов и форм собственности. План издержек туристской фирмы и его содержание.
Управление издержками. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий.
Тема 8. Налоги и налогообложение в туризме
Сущность налогов. Классификация видов налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Налогообложение туристских предприятий, специфика объекта налогообложения. Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость туристского продукта, услуги, отпускную цену. Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации туристского продукта. Налоги, уплачиваемые из прибыли. Местные налоги и их роль в стимулировании развития туризма.
Возможности и резервы повышения эффективности хозяйствования в туризме посредством налоговой политики. Мировой опыт.
Тема 9. Ценообразование в туризме
Сущность цены как экономической категории. Функции цены: учетная, стимулирующая, распределительная, балансирующая. Роль и значение цены на рынке туристских услуг. Принципы ценообразования. Классификация цен. Виды цен.
Ценовая политика в туризме. Методология и методики ценообразования. Влияние особенностей рынка туристских продуктов и услуг на методологию ценообразования. Стратегия ценообразования в туризме и механизм ее реализации. Факторы, влияющие на уровень цен в туризме.
Порядок ценообразования в туризме. Определение целей ценовой политики, спроса. Оценка издержек производства. Анализ цен конкурентов. Методы ценообразования. Расчет цены, модификация.
Методика расчета цены туристского продукта, услуги. Нормативно-правовые документы как основа формирования цены. Понятие “свободная цена” и особенности ее формирования в туризме. Структура цены турпродукта и характеристика ее элементов. Формирование окончательного (продажного) уровня цены.
Тема 10. Доход, прибыль и рентабельность туристского
предприятия
Экономическая сущность дохода. Источники образования дохода. Понятие “выручки от реализации туристского продукта, услуги”. Выручка от реализации — как важнейший источник формирования дохода туристского предприятия. Особенности и характеристика других видов доходов. Факторы, влияющие на доходы туристского предприятия. Анализ и прогнозирование дохода в туристских предприятиях.
Прибыль туристского предприятия как экономическая категория и ее сущность. Функции прибыли и их содержание. Виды прибыли. Методика их расчета. Формирование прибыли и факторы, влияющие на ее размер. Принципы и порядок распределения прибыли на туристском предприятии. Направления использования прибыли. Основные пути увеличения прибыли на туристском предприятии. Анализ и планирование прибыли. Управление прибыльностью туристского предприятия.
Понятие рентабельности туристского предприятия, продукта, услуги. Методы определения рентабельности. Расчет и оценка влияния основных факторов на рентабельность. Пути повышения рентабельности.
Тема 11. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
Экономический анализ как важнейшее условие эффективной деятельности туристского предприятия. Понятие “анализ хозяйственной деятельности”. Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности. Принципы анализа. Виды анализа: предварительный, последующий, оперативный (текущий), периодический, внутренний и внешний. Методика анализа хозяйственной деятельности. Способы анализа.
Анализ финансового состояния туристского предприятия. Цель и задачи анализа финансового состояния. Основные источники информации для анализа финансового состояния. Баланс туристского предприятия. Отчет о прибылях и убытках; результаты ревизий, проверок; данные статистической отчетности и оперативного учета. Баланс как объект анализа финансовой деятельности туристского предприятия. Содержание баланса и взаимосвязь его статей.
Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Показатели финансовой устойчивости; платежеспособности; деловой активности; прибыльности и рентабельности и методика их расчета. Понятие “запас финансовой прочности” предприятия и его предельные характеристики. Методика расчета порога рентабельности или точки безубыточности.
Анализ факторов, влияющих на финансовое состояние. Резервы и пути укрепления финансовой устойчивости туристского предприятия.
Тема 12. Планирование деятельности туристского предприятия
Сущность планирования. Цели и основные задачи планирования. Принципы планирования. Классификация видов планирования по определенным признакам. Текущее, перспективное, стратегическое планирование. Способы координации и организации работы по планированию. Методы планирования. Количественные и качественные показатели и их сопоставимость в планировании. Этапы планирования. Структура плана туристского предприятия и характеристика его разделов.
Финансовое планирование. Структура финансового плана. Проверочная (шахматная) таблица. Платежный календарь туристского предприятия. Сводная аналитическая записка. Методы финансового планирования и их сущность.
Бизнес-планирование. Бизнес-план туристского предприятия, их типы. Модель построения бизнес-плана туристского предприятия. Методические рекомендации по составлению бизнес-плана.
Финансовая служба туристского предприятия как основное структурное подразделение в системе процесса планирования.
Вернуться назад к списку работ... Курсовые от 10 р. Дипломные от 20 р.