Работа: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По «Основам менеджмента»
Предмет: Менеджмент
Введение в менеджмент Менеджмент и управление. Менеджмент как наука и практика управления людьми в организациях. Менеджмент и рыночная экономика. Сущность предпринимательства и менеджмента. Менеджмент как предпринимательское управление. Менеджмент как социальное управление. Характерные черты менеджмента. Взаимосвязь менеджмента и научно-технического прогресса. Этапы развития менеджмента как науки. Школа научного управления. Классическая школа в управлении. Школа человеческих отношений.
Процессный, системный, ситуационный подходы к менеджменту. Менеджмент как процесс. Сущность процессного подхода. Системный подход к менеджменту. Понятие о системе. Элементы и связи в системе. Классификация связей. Система и внешняя среда. Сущность внешней среды и ее характеристики. Внешняя среда прямого воздействия. Внешняя среда косвенного воздействия. Классификация систем. Применение системного подхода в менеджменте. Ситуационный подход: сущность, содержание, применение в современных организациях.
Цели менеджмента Цели менеджмента и целеполагание. Области целеполагания в организации. Требования к постановке целей. Соподчинение и субординация частных целей. Программно-целевое управление, этапы его реализации. Дерево целей, правила его построения. Экспертная оценка целей и распределение ресурсов организации в соответствии с оценкой. Области применения программно-целевого управления. Управление по целям (МВО – management by objectives), его преимущества и недостатки. Иерархия целей руководителей при МВО. Карты ключевых задач и планы действий руководителей.
Коммуникации в менеджменте Сущность коммуникаций и их классификация. Коммуникации между организаций и ее внешней средой. Коммуникации внутри организации, коммуникационный процесс. Элементы коммуникационного процесса. Этапы коммуникационного процесса. Причины неэффективности межличностных коммуникаций. Причины неэффективности организационных коммуникаций.
Функции менеджмента Функции менеджмента: понятие, место в системе категорий менеджмента, классификация. Общие и специальные функции менеджмента и их взаимосвязь. Планирование как функция менеджмента. Цель, содержание и результаты выполнения функции планирования. Типы планов. Организация как функция менеджмента. Цель, содержание и результаты выполнения функции организации. Делегирование, департаментализация, организационные нормы и нормативы, централизация и децентрализация. Мотивация как функция менеджмента. Цель, содержание результаты выполнения функции мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения. Теории мотивации и их применение в практике менеджмента. Контроль как функция менеджмента. Необходимость контроля. Учет, контроль и анализ. Виды контроля в менеджменте: предварительный, текущий, заключительный.
Организационная структура управления предприятия Структура и организационная структуры управления. Сущность и содержание организационной структуры управления предприятием. Элементы и связи в организационной структуре, их классификация. Иерархия как упорядочение вертикальных и горизонтальных связей. Типы организационных структур управления. Развитие линейно-функциональной организационной структуры на современном этапе. Бюрократические и механистические оргструктуры. Органические и адаптивные оргструктуры. Основные тенденции в применении различных форм оргструктур управления современными предприятиями.
Принципы и методы менеджмента Принципы менеджмента: понятие, требования к их формулировке. Классификация принципов. Принципы управления современным предприятием, их состав и системность. Формулировка принципов менеджмента. Система методов менеджмента. Понятие, состав, место методов в системе категорий менеджмента. Классификация методов управления. Коммерческий расчет, внутрихозяйственный расчет, финансовая политика предприятия, как основа экономических методов. Инструментарий воздействия экономических методов: экономические рычаги, нормативы, показатели. Организационно-распорядительные методы менеджмента. Границы эффективного применения организационно-распорядительных методов. Социально-психологические методы менеджмента. Методы сбора социальной информации.
Управленческие решения Управленческие решения: понятие, требования и свойства, место в системе категорий менеджмента. Классификация управленческих решений. Технологический процесс управления: общая характеристика, этапы принятия управленческих решений и их реализации. Методы принятия управленческих решений. Коллегиальные формы принятия управленческих решений. Экономико-математические методы принятия управленческих решений. Организация исполнения управленческих решений. Разработка организационных планов реализации решений. Доведение решений до исполнителей. Подготовка исполнителя к выполнению задания. Мотивация исполнителей решений. Контроль исполнения принятого решения: необходимость, функции и системы. Требования к контролю.
Управление персоналом Система работы с кадрами. Основные элементы системы управления персоналом. Планирование потребности в трудовых ресурсах. Набор, отбор, расстановка, оценка, аттестация и развитие персонала. Руководитель в системе менеджмента. Руководитель – ключевая фигура в менеджменте. Задачи, решаемые руководителем. Требования к современному руководителю. Виды ответственности руководителя. Стиль и методы работы руководителя. Типы стилей управления. Применение стилей управления в различных ситуациях. Факторы, влияющие на выбор стиля. Формы власти и влияния.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Законодательные и нормативные материалы:
1. Закон РБ «О предприятиях РБ». Мн.: Беларусь, 1995.
2. Закон РБ «Об АО, ООО, ОДО». Мн.: Беларусь, 1992
Основная литература:
1. Веснин В.Г. Основы менеджмента: Учебник. — М., 1996
2. Кабушкин А.И. Основы менеджмента: Учебник .- Мн., 1998
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы Менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992
4. Основы менеджмента: Практикум/ Под ред. Н.П.Беляцкого, Л.В.Дорошек.-Мн., 1999
5. Балдин И.В., Беляцкий Н.П., Дорошек Л.В., Медведева О.С. «Основы ме-неджмента» Учебно-практическое пособие. Мн.: 2004
Дополнительная литература:
1. Алешина И. Паблик рилейшн для менеджеров и маркетеров – М.: гном-пресс, 1991
2. Бовыкин В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне внешних стандартов: теория и практика эффективного управления. – М.: 1997
3. Борман Д.Т. Менеджмент: предпринимательская деятельность в рыночной экономике. – Гамбург, 1992
4. Виханский О.С., Наумов А.Т. Менеджмент: человек, стратегия, организа-ция, процесс. – М., 1996
5. Виханский О.С., Наумова А.И. «Менеджмент»: Учебник для экономиче-ских специальностей вузов. - М.: Прогресс, 1995
6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя – практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991
7. Грачев М. Суперкадры управления: Учебник. – М.: Дело ЛТД, 1993
8. Грейсон Дж. и др. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991
9. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте: уроки основопо-ложников менеджмента в управленческой практике: Пер. с англ.– М.: Де-ло, 1996
10. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. - М.: Экономика, 1991
11. Кунц Г., О`Доннел С. Управление: системный ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Молодая гвардия, 1981
12. Макмилан Ч. Японская промышленная система: Пер. с англ. – М.: Про-гресс, 1988
13. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М.: Про-гресс, 1986
14. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: Изд-во МГУ, 1991
15. Русинов Ф. М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных от-ношений: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА, 1996
16. Саймон Г. Менеджмент в организации. – М.: Экономикс, 1995
17. Современный менеджмент: принципы и правила. Научное издание/ Под ред. В.И. Данилова, Н.Н. Данильяна. М.: НКЦП, 1992
18. Уткин Э.А. Профессия — менеджер. - М.: Экономика, 1992
19. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и ис-кусство. - М.: Республика, 1992
20. Хойер. Как делать бизнес в Европе. - М.: Фонд «За экономическую гра-мотность», 1991
Вернуться назад к списку работ... Курсовые от 10 р. Дипломные от 20 р.