Работа: Ответы по предмету конституционное право
Предмет: Правоведение (все отрасли права)
71. Конституция. К – осн-й з-н гос-ва, закреп-й организацию гос. власти и определ-й ее взаимоот-я с общ-ом и гос-ом. Соврем-ые К закреп-т 2 осн-ых аспекта, кот-ые сост. предмет констит-ого регулирования: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию гос. власти,
а часто и определяют основы констит-го строя, форму
гос-ва. К – ограничитель власти гос-ва, ею устан-ся пределы вторжен. гос-ва в область прав и свобод чел-а.Наряду с идеологическими и политическими свойствами К обладает и юр-ми свойст-и. Степень их выраженности во многом зависит от содержания К. Они позволяют установить ее место в общей системе правовых источников государства. Важнейш. Юр св-во – верховенство по отношен к др-м актам.Приоритет К подкрепл-я спецификой ее принятия, измен-я, отмены. Важн. св-во –стабильность, устойчивость.(В РБ - 5-я К).Стабильности К в юр. плане содействует усложненный порядок ее принятия. Виды К.По сроку действия: временные и постоянные. Врем-е имеют огранич-й срок. Но обычно К приним-я на неопредел-й срок – постоянные. К в завис-и от формы или струк-ры, в кот-й они выражены, подразделяют на писаные и неписаные. К писаным относят К, принятые в виде единого докум-а, к неписаным - совокупность законодат-х актов. По стособу принятия:
1.Принятые путем народного голосования (референдумом). 2. Принятые законодат-ым органом.
3. Принятие К спец-но создаваемым для этих целей органом. К таким учредительным органам можно отнести Конституционную ассамблею, учредительное собрание и др.
4. Наиболее редко встречающимся явл. введение К посред-ом одностороннего акта "дарования" К монарха народу.
По порядку измерения: гибкие и жесткие,+ смешанного типа. Гибкие – измен-ся в том же порядке, что и обычные законы. Жесткие измен-я (дополняются) в особом, более сложном порядке. Структура К – система группировки конституционных норм и последовательное их расположение.Струк-а К РБ явл. стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключ-ые переходные положения. Закон об измен-и и доп-и К м.б. принят после 2-х обсуждений и одобрений Парлам-ом с промежутком не менее 3-х мес-в.72. Основы конституц-го строя. В К РБ 1-й раздел «Основы КС».Современное определение КС закл. в 2-х аспектах: формальном и содержательном.С позиций фор¬мального КС – любое устройство гос-ва и общ-ва на основе К. Исходя из этого – любое гос-во явл. конституц-м, т.к. в нем сущ-т КС, но это не так, ведь важна природа, характер отношений. Исходя из содержательного аспекта КС – общест-й и гос-й строй, характер-ся демократизмом, т.е.:
1)подчинение гос-ва праву; 2)признание и гарантированность неотъемле¬мых прав чел-а; 3)разделение властей, система сдержек и противовесов; 4) многообразие форм собственности и реальные возможности для сущ-ия и развития частой собств-ти как важнейшего условия пpoявлeния автономии личности; 5) политический плюрализм; 6) наличие гражданского общества,т.е. системы бщест-ых институтов, действ-х в гос-ве, но независимых от него. КС - такой гос-ый и обще¬ст-й строй, кот-й определен демократической К-ей, и для кот-го хар-ны вышеук-е черты. Основой КС явл. принцип о чел-е, его правах, свободах, гарантиях их реализации.+идея народного суверенитета.+ Важнейш-й прин-п – разделение властей; верховенство права; равен-во перед законом. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации рассматриваются в качестве высшей ценности и цели гос-ва не т. тогда, когда чел. выступает т. в личном качестве, во многих случаях защита интересов общ-ва и гос-ва в целом позволяет максимально обеспечить и права отдельного индивида.
Не следует гипертрофировать права и свободы отдельного чел. Необходим оптимальный баланс интересов чел-а и общ-ва. Отличие КС демократ-го гос-ва от тоталит-го закл. в иной роли чел-а. Чел., его права и свободы – высшая ценность. Гос-во ответ-но перед граж-ом за создание условий свободного и достойного сущ-я личности, а граж-н ответ-н перед гос-ом. РБ –демократич-е гос-во (обеспеч-ся народовластие, плюрализм, сущ-т прин-протест разделения властей). РБ –правовое гос-во (признание прав и свобод чел-а, верховенство права). Ориентиром в области обеспечения прав и свобод чел-а явл. современные международные стандарты в этой области, содержащиеся в важнейших международных документах, и прежде всего тех, которые составляют Международный билль о правах чел-а. РБ – социальное (ответ-но за существов-е общ-ва, индивид несет обязан-и перед др лицами и общ-ом, гос-во обеспечив-т достойн-е сущ-ие). РБ – унитарное, т.е. не имеет в своей струк-ре др-х гос-в. Светское – никакая религия не устанав-ся в качестве обязат-ой, обеспеч-ся свобода вероисповед-я.73. Конституц-о-правовой статус личности.
Понятие "статус" используется для определения роли и места субъекта в системе правовых отношений, сущ-х в общ-ве и гос-ве. В лит-ре чаще ПС отождествляют с правами, свободами и обязан-ми. Но точнее - комплексный гос-венно-правовой институт, в кот-ом права, свободы и обяз-ти явл. лишь составной частью.Важнейшим критерием, помогающим установить составные элементы ПС личности, явл. место индивида в общ-ве и гос-ве. Права и свободы чел-а -возможности чел-а пользоваться определ-и жизнен-и благами. Это мера свободы, ограниченная лишь свободой др индивида. Др-м элементом ПС явл. правосубъектность. + принципы вкл. в ПС . Центральн. место ПС - конституц-ые права, своб, обяз-ти. Права чел-а нормативно формулируют те условия и способы жизнедеят-ти людей, кот-е необх-ы для норм-го функц-я чел-а, общ-ва, гос-ва. Права и свободы – в целом идентичные понятия. Свободы – те же права, но для кот-х хар-на большая автономия личности, это та сфера чел-а, в кот-ю гос-во не д. вмешиваться.Право - это возможность получения определенных благ.Констит-е права и свободы – закреп-е в К и гарнт-е гос-омюр-ие возможности пользов-я определ-и благами. Сущ-т различие в понятиях «права и св-ы чел-а» и «права и св-ы граж-на». Когда мы говорим о правах и свободах гражданина, то имеем ;в виду прежде всего обладание ими в силу принадлежности к государству. Если права и св-ы чел-а, то имеется ввиду их естествен-я природа происхождения. Классиф-я прав и св-д. По времени появления: права и св-ы 1-го поколения (личные,полит-е права и св-ы); 2-го покол-я (соц-эконом-е и соц-культ-е); 3-го (право на развитие, здоровую окр. среду, на мир). С позиций субъекта (гражданина, чел-а) м. выделить права и свободы чел-а игражд-а. По способу реализации — индивидуальные и коллективные (право на проведение собраний, митингов, на забастовку и др.).По сфере проявления человеческой деятельности выделяют
личные, политические, экономические, социальные и культурные. В юр. лит-ре даются и др. классиф-и прав и свобод (материальные и процессуальные, основные и производные), в основе которых находятся другие признаки. Но сам-я распр-я - по сферам проявления человеческой деят-ти.74. Гражданство.
Гр-во выражает политич-ую и правов. связь лица с гос-ом,независимо от национ-ой принадлеж-ти этого гражданина. Эта_связь не огранич-а пространст-ым пределом гос-ва. Согласно К гражд-ну РБ гарантир-тся защита и покровитель¬ство как на тер-ии РБ, так и за ее пределами. Вопросы гр-ства близко соприкасаются с вопросами гос-го суверенитета и с вопросами понятия суверенитета гос-ва. Ни одно гос-во не может быть самост-ным, суверенным, если оно не имеет своих граждан. Принципы гражд-ва – существенные черты отнош-ий по поводу состояния в гражд-ве. Принцыпы граажд-ва:1.Каждый чел. имеет право на гражд-во 2. Гражд-во РБ является равным независимо от оснований его приобретения. 3.Гражд-во РБ явл-тся единым. РБ.является унитарным гос-ом, и в этом плане единство гражд-ва обеспечить достаточно просто.4. Гражд-во имеет свободный характер. КРБ предусматривает, что никто не может быть лишен права изменить гражд-во.5.Сохранение гражданства.6.Недопустимость лишения гражд-ва . Лишение гражд-ва означает выражение односторонней воли со стороны гос-ва по отношению своего гражд-а.7.Отрицание автоматич-го изменен гражд-ва при заключе или прекращен брака с лицом, не принадлеж-им к гражд-ву РБ, либо в случае изменен. Гражд-ва одним из супругов. 8. Принцип защиты и покровит-ва граж-н РБ(Гос-во защи-ет права и законные интер-ы граждан РБ как на своей территор-и, так и за ее пределами.
Граж-во РБ приоб-ся:1) по рождению;2.в резул. приема в граж-во РБ 3. в порядке регистр 4. по иным основаниям, предусм-м Законом
Главным основанием приобр-я граж-а явл. по¬лучен его в силу рождения. При приобретении граж-ва по рожден действуют такие принципы, как принцип "права кро¬ви" и прин-п "права поч¬вы"
Прием в граж-во предполаг. соответствие опред-м требованиям претендуемого на это лица. В граж-во м.б. принято лицо, если оно: 1. берет на себя об-во соблюдать и уважать К и иные акты закон-ва РБ 2. знает один из гос языков РБ в пределах, необх-ых для общения 3. постоянно проживает на терр-и РБ.на протяжении последних 7 лет; 4. имеет законный источник сред-в сущест-я; 5 не имеет граж-а гос-ва, либо утрачивает граж-во иностр-го гос-ва в случае приобр-я граж-ва РБ либо обратилось в полномоч-ый орган иностр-го гос-а с заявлением о выходе из граж-ва, отказе от граж-ва этого гос-ва, за исключ. случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нелюзя обоснованно требовать.
Для некоторых установлены особые условия приема в граж-во. Они устан-ся для: а)белор-в, и лиц, идентифицирующих себя как белору¬сы, и их потомков родившихся за пределами современной терр-и РБ; б) лиц, имеющ выдающ-ся заслуги перед РБ, высокие достиж-я в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающ профессией или квалификац, представ¬ляющ гос-ый интерес для РБ; в) лиц, имевших граж-во РБ или право на граж-во РБ, родители кото¬рых выбрали для них иное граж-во. г)лиц, являющ-я иностр-и граж-и или лицами без граж-а, ранее состоявших в граж-е РБ. (для этих лиц 7-ий срок прожив-я м.б. со¬кращ либо не примен-я вовсе.
Граж-во РБ прекращ-ся вследствие выхода из граж-ва РБ и вследствие утраты гражд-а РБ. Выход из граж-а РБ не допуск-ся, если лицо, ходатайст-ее о выходе:1) явл-ся обвиняемым либо в отнош-ии его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда; 2) либо имеет задол¬ж-сть по налогам или др. непогашен-е долги и обяза¬т-ва перед РБ, ее юридич и физи¬ч лицами;3) не имеет др. граж-ва или гарантий его приобр-я. Гражд-во РБ утрачив-ся вследствие поступления лица на воинскую службу, в полицию, органы безо¬протест-и, юстиц. и иные гос-е органы иностр-го гос-ва, при отсутствии оснований для отказа в прекращ-ии граж-ва РБ.75 . Конституц-но правовой статус общественных объединений
Общ. объед явл добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражд-их, эконом-их, соц-ых и куль-ых прав. Граж-е РБ имеют право по своей инициативе создавать общ-ые объед-я и вступать в действующие общ. объед. Иностр-е граж-е и лица без гражд-ва могут вступать в действующие общ объед ,если это предусмотрено их уставами..Не допус-ся создание общ объед, деят-ть которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституц-го строя, нарушение целостности и безопасности гос-ва, пропаганду войны, насилия, разжигание нац-ой, религ-ой и расовой вражды, а также общ объед, деят которых может отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан.Общ объед создаются и действуют на основе принципов добровольности, самост-ти и гласности.На терр-и РБ создаются и действуют междунар-е (деят-ть распространяется на терр-ю РБ и терр-ю одного или нескольких иностр-ых гос-в и которое имеет там организац-е стр-ы.. Общ объед пользуются правами: 1) беспрепятственно получать и распространять информ-ю, имеющую отнош-е к их деятельности; учреждать собственные и пользоваться в установл-м порядке гос-ми средствами массовой информ-и; осуществлять издательскую деятельность; 2) представлять и защищать права и законные интересы своих членов в гос-х, хозяйственных и общественных органах и организациях; 3) образовывать в необходимых случаях за счет собственных средств структурные подразделения; 4) осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, направленную на решение уставных целей и задач; 5) иметь свои символы. Общ. Объед-я могут иметь в собств-ти любое им-во, необходимое им для материального обеспечения деят-ти, предусмотренной уставом, за искл. объектов, которые могут находиться только в собств-ти гос-ва. Защита прав и законных интересов общ объед осущ-ся в судебном порядке . Надзор за соответствием деят-ти общ объед осущ-ют Ген. Прок-ор и подчиненные ему прок-ры. Контроль за соответствием деят-ти общ объед уставам осущ-ют органы, зарег-е объед. Контроль за фин-ой деят-ю общ объед осущ-ют гос-е налоговые органы.
Религ орг - добровольные объед граждан РБ или религ-ых общин (религ объед-я), объед-ся на основе общности их интересов для удовлетв-я религ-х потребностей. Религ-ые орг-и имеют признаки: вероисповедание; разработанная культовая практика; проведение богослужений; религиозное просвещение и воспитание своих последователей. Руководителем религ-й орг-и м.б. только граж-н РБ .Религ-е орг-и подлежат гос-ой рег-ии. Религ-е орг-и как юридические лица пользуются правами и выполняют обяз-ти в соответствии с закон-ом Республики Беларусь и своими уставами.Религ-я орг-я осущ-ет свою деят-ть на основании устава.Устав религ-ой орг-ии, создаваемой религиозным объединением, утверждается органом управления религ-го объед-ия. Религиозные организации обладают правом собств-ти на имущ-во, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное физ-ми или юрид-ми лицами или переданное религ-ым орг-ям в собств-сть гос-ом либо приобр-ое др способом, не противоречащим зак-ву РБ. Религ-е орг-ии могут использовать для своих нужд здания и другое им-во, предоставляемые им на условиях дог-ов, заключаемых с юрид-ми и физ-ми лицами. Религ-ые орг-ии явл-ся неком-ми орг-ми. Они вправе осущ-ять предпр-ую деят-ть лишь для достижения целей, ради которых они созданы, а также соответствующую этим целям. Контроль за исполнением зак-ва РБ о свободе совести, вероисповедания и религ-ых орг-ях на соотв-их терр-ях осущ-ют местные Сов. Депут., исполн-ые и распор-ые органы.
Полит-ой партией является независимое, образованное на основе индивид-ого Добров-ого членства объед-е граж-н, действующее в рамках К и законов РБ, содействующее выявлению и выражению полит-ой воли граж-н и участвующее в выборах.Граж-е РБ имеют право на свободу объед-я в полит-е партии. Полит-ие партии действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоупр-ия, законности, гласности и равноправия всех полити-х партий. Полит-е партии основывают свою деят-ть согласно своим уставам и программам. Деят-ть полит-х партий не должна препятствовать орг-м гос-ой власти и управления, предпр-ям, орг-ям и учр-ям в осуществлении ими своих ф-ий. Свои цели и задачи пол-ие партии осущ-ют через: разработку и пропаганду пол-их программ, обращений и заявлений; провед-е съездов, конференций и других партийных собраний; выдвижение канд-ов на выборах, участие в избир-ых кампаниях, в том числе путем создания избир-ых блоков с другими партиями, а также в контроле за ходом и результатами выборов;участие в подготовке гос-ых решений; активизацию участия граждан в управлении гос-ми и обще-ми делами, в форм-ии представительных органов и органов местного упр-ия и самоупр-ия;воздействие в рамках сущ-его зак-ва иными демократии-ми методами и спос-ми на состояние общ-го мнения.Пол-ие партии с момента их рег-ии имеют право:1) свободно распр-ять инф-ию о своей деят-ти, пропагандировать свои идеи, цели и решения;
2) образ-ать свои печатные издания, осущ-ять издательскую деят-сть, а также пользоваться в установленном порядке гос-ми средствами массовой инф-ии;3) проводить митинги, демонстрации, собрания и другие массовые мероприятия4) влиять через своих предст-ей в выборных гос-ых органах на выработку соотв-их решений; 5) участвовать в подг-ке и провед-и выборов, выдвигать канн-ов и вести агитацию за них; образов-ть избир-ые блоки для участия в предвыборной кампании и выборах;6) поддерживать связи с др пол-ми партиями и общ-ми объед-и.Пол-ие партии могут иметь в собств-ти любое им-во, необходимое им для матер-го обеспеч-я79. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6 гл. КРБ, З. "О судоуст-ве и статусе судей в РБ ", и др. Суд. власть - это разновидность гос. власти, осущ-мой судами в рамках уст-ной з-м процедуры по рассм-ю дел о конституц-ти НА, разрешению угол, гр, адм и иных споров. Судьи назнач-ся (избр-ся) През-том, Сром. Совок-ть судов - система суд.власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. С-ма: КС, общие суды, хоз суды. Роль: обеспечить верховенство права. Принципы правосудия: незави-ть при отправлении правосудия, несменяемость судей (назначение после первых 5 лет работы пожизненно, избираемость, состязательность и равенство сторон в процессе. КС РБ: 6 судей назн-ся През-м, 6 судей избир-ся СР. Председатель - През-том с согласия Совета Республики. Всего 12 судей. Срок полномочий - 11 лет. Допускается повторное занятие должности судьи. Возлагается контроль за конституц-тью НА в гос-ве. КС рассм-ет дела и дает заключения о: соответствии законов … КРБ и МПА, ратифиц-ным РБ; и др. (как в целом, так и отдельных их положений). Заключения - окончат, обжал-ю и опротест-ю не подлежат. КС не обладает правом зак инициативы. Но вправе вносить палатам Парл-та, През-ту, СМ и в др. госорганы предложения о необ-ти внесения в акты зак-ва изм-й и допол-й, принятия новых НА. КС готовит ежегодные послания През-ту и палатам Парл-та о состоянии конституц. законности в стране.76. Избирательное право.Термин «избир-ая сисм» испол-ют в двух смыслах – широк. и узком. В широк смысле избир-ая сис-а -это "урегул-ый, праров-и и иными нормами весь порядок выборов. В узком - это способ распр-я депут-х манда¬тов м-у канд-ми в зависимости от рез-ов на выборах. Избир-ое право имеет 2 назнач-я: объект-е_и субъе-е, Объек-ое избир-е право - это совок-сть консто-прав-ых норм, регулир-их общ-ые отношения, возникающие при проведении выборов. Субъ-е избир-е право - это совок-сть кон-| кретных прав граж-а на участие в выборах. В эхом значении изб-ое право граж-н подразделяют на активное избир-ое право(право избирать)и пассивное избир-ое право(избираться, быть избранным).
Выб-ры в макс. степени (наряду с референдумом) позволяют народу (избир-ям) реализ-ть свое право на управление делами гос-ва. Значение выб-в состоит в том, что они представляют собой легал. Форму борьбы за власть. Дост-во КРБ состоит в том, что в ней есть спец-я глава, посвященная избир-ной сис-ме В мировой практике сложилось несколько разновидностей избир-ой сис-ы: 1.мажоритарная (победившим считается канн-т, получ-й наибол кол-во голосов избират на данной тер-и (относ-го больш-ва; абсол-го больш-ва; квалифиц-го больш-ва) ; 2.пропорц-ая изб- ль голосует не за конкр-го деп-та, а за один из списков, представл-х политич-ми партиями или избир-ми объед-ми. Такая система применяется только в условиях многопартийности); 3.смешанная(часть депут-ов избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорц-ой).; 4.предст-во меньшинства (в РБ не исп-ся).
Принцыпы:1.всеобщность выборов. Всеобщность обеспеч-ся: а.созданием избир-ых участков в больницах, санаториях, в отдыха, на крупных ж/х станциях, аэропортах. б.правом голосования на дому.в. изб-ль,меняющ место жит-ва, имеет право получить удостов-е на право голосования в др участке. г.оповещение избир-ей о времени и месте голос-я. д.установление уг-ой отв-ти за наруш-е права на голос-ие, неправ-ый подсчет голосов, подлог избир-ых док-ов.2. выб-ы д.б. свободными(изб-ль сам решает, участвовать ли ему в выб-ах, никаких санкций за неучастие в выб-ах не предусм-ся.
3.равенство(кол-во избир-ей в избир-ых округах примерно одинаковое;избираемые канд-ы участ-т в выб-ах на равных основ-ях; фамилия избир-я включ-я только в один список.4.выб-ы д.б. прямыми, т.е. деп-ы избир-я гражд-и непосредственно.5.Голосование должно быть тайным 6. Финансирование выборов (согл-но КРБ расходы на подг-ку и провед-е выб-ов осущ-ся за счет гос-ва.. 7. Право выдвижения кандидатов в депутаты(согл-но КРБ право выдвиж-е канд-ов в деп-ты принадлежит Общ-ым объед-ям: трудовым колл-ам:
граж-ам РБ)
Провед-е выб-в в РБ обеспеч-ют избир-ые ком-и, которые м.б.:центр-ая комис-я по выб-м и провед-ю респуб-их рефер-ов;окружные избир-е комиссии;участковые избир-ые комиссии; для провед-я выб-в депут-в местных Сов.деп-ов – терр-ые избир-ые ком-ии.Избират-ые округа созд-ся для избран-я одного деп-та.
Рефер-ум - это голос-ие избир-ей, посредством которого приним-ся реш-я респуб-го или местного уровня. силы законов.Виды рефер-ов: республ-ий и местный; факультат-ый(рефер-ум явл-ся свободным,т.е. необязат-ым и обязат-ый, консультат-ый(реш-я имеют рекомендат-ый хар-ер|. Они не придают акту силу зак-а.),законодат-ый(реф-дум, рез-ты которого имеют силу зак-а и м.б только отменены др. реф-ми)Цензы(ограничения):половой, образоват-ый, семейный, имцществ-ый, возраст-ой, ценз оседлости, расовый, религиоз-ый, морал-ый.77. Президент.
Глава РБ. През-т м.б. избран граж-н РБ по рож¬д-ю, не моложе 5 лет, облад-ий избират-м правом и постоянно прожив-ий в РБ не менее 10 лет непоср-но перед выбор-и (ценз оседлости) быть гражданином Беларуси по рождению. Нет требов-ий к нац-ти кандид-та.През-т явл-ся Главой гос-ва, гарантом КРБ, прав и свобод чел-ка и граж-на. През-т олицетвор-ет единство народв, гарант-ет реализац-юосновных направлений внутр-ей и внешней политики, представ-ет РБ в отнош-ях с др. гос-ми и междунар-ми организац-и, приним-ет меры по охране суверен-та, ее нац-ой безоп-ти и территор-ой целостности, обеспеч-ет политич-ую и экономич-ую стабтльность, преемств-ть и взаимодействие органов гос-ой власти, осуществ-ет посредничество м/у орг-ми гос-ой власти. Полномочия Пр-та РБ: Назнач-е респуб-их рефер-ов, Назнач-е очередных и внеочередных выб-в в Палату предст-ей. Совет Респ-и и местные предст-ые органы, роспуск палат Парл-та,назнач-е членов Центр-ой комис-и РБ по выб-ам и провед-ю республ-их реф-в, образ-ие, упразднение и реорган-ция Админиср-ии Пр-та и некоторых др. орг-ов, назнач-ие на должность Премьер-мин-ра.( с согласия Пала¬ты представителей), опред-ие стр-ры Прав-ва, назнач-е и освобожд-е от должности членов Прав-ва и их отставке, назнач-е и освоб-е Председ-ей высших судебных инстанций. (с согла¬сия Сов Респ назначает на долж-ть Председателя Констит-го Суда, Председателя ВС, Председателя ВХС), назнач-е и освоб-е судей высших суд-ых инстан-ций, председ-ля Центризберкома, ген прок-ра, председ-ля и членов НацБ, Назнач-е судей Констит.Суда, назнач-ие и освоб-ие от должности Председ-я КГК, обращ-е с посланиями к народу, обращ-е с ежегод-ми посланиями к Порл-ту, участие в работе Парл-та, руков-во заседаниями Прав-ва, назнач-е руковод-ей республ-их органов го¬с-го управ-ия, определение их статуса: назнач-ие некоторых иных лиц, решение вопросов, связанных с приемом в граж-во, его прекращ-ем и предоставлением убежища. 'установл-ие гос-ых праздников и празднич¬ных дней, награждение гос-ми наградами, присвоение классных чинов и званий, осущ-ие помилования осужденных, ведение переговоров и подписание междунар-х дог-в: назнач-е и отзыв диплом-их предст-ей.
Полн-ия През-та РБ в нормотвор-ой сфере: виды правовых актов Президента – декреты(акты нормативного хар-ра, временные декреты имеют силу закона), указы, распоряжения..
През-т избир-ся на 5 лет народом на основ е всеоб-го , свободного, равного и прямого избират-го права при тайном голосовании. Канд-ты на долж-ть през-та выдвиг-ся граж-ми РБ при наличии не менее 100000 подписей избират-ей. Выборы нач-ся не позднее чем за 5 мес. До истечения срока полномоч-й предыдущ. През-та. Если долж-ть вакантна - выборы на ранее, чем ч/з 30 дней и не позднее чем ч/з 70 содня откр-я вакансии.78. Национальное собрание РБ.
Родина–Англия. Позднее во Фр, Исп. Сог. КРБ (ст. 90) Парл-т (НС РБ) представит-ный (выражает интересы гр-н) и законодат. орган РБ.Форм-е обычно путем прямых выборов, но нередко принцип выборности дополняется и назначением части парламентариев главой государства.Выборы нового состава палат назн-ся не позд. 4х месяцев и провод-ся не позд. 30 дней до окончания полномочий палат действ-го созыва. Внеочередные - в течение 3х мес. со дня досроч. прекр-я полномочий палат. Депутат ПП гр-н РБ, >21 года. Член СР гр-н, >30 лет, прожив-щий на тер. соответ-щей обл-ти, г.Минска не < 5 лет.Одно не м.б. одновр-но членом 2х палат П-та, одновр-но През-том или судьей. Депутат ПП не м.б. деп-том мест. Совдепа. Член СР не м.б одновр-но членом Прав-ва. Срок - 4 года. Продлен т. в сл. войны. М.б. прек-ны досрочно (П – при выражении вотума недоверия Прав-ву либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Палаты не м.б. распущены: в пер. чрезв. или воен. положения, в послед. 6 мес-в полн-чий През-та, в пер. решения палатами вопроса о доср. освоб-нии или смещении През-та с долж-ти, теч. года со дня их перв. заседаний. ПП=110 деп-в. СР - палата тер. предст-ва (избир-ся деп-ми мест. Совдепов баз. уровня кажд. обл-ти и г.Минска по 8 членов, 8 чл-в назн-ся През-том. Всего-174.Кажд. из палат обладает самост. полном-ми. Структура: 2-палатная (позволяет обес-ть преемственность власти.Парламент осущ-т зак. власть, основываясь на пр-пе народовластия. Компетенция. ПП:1. Рассмотрение проектов законов о внесении изм. и доп. в КРБ, о толковании КРБ (по предложению През-та либо по инициативе не мен 150 тыс. гр-н (не менее 2/3 + двойной вотум (3 мес.). Не м.б. в первые 6 мес. полномочий ПП. 2. Рассмотрение проектов зак-в (осн. Направ-я внутр. и внеш. политики РБ; воен. доктрина; ратификация и денонсация межд дог-в; осн. содер-е и пр-пы осущ-я пр., св-д и обяз-й гр-н; о гр-ве, статусе иностранцев и лиц без гр-ва; утв-ние респ. бюджета и отчета о его исп-нии; уст-ние респ. налогов и сборов; пр-пы осущ-ния отношений собст-ти; кул-ра, здравоох-ние; охрана окр.среды; адм-тер. устр-во гос-ва; МУ; прав. режим воен. и чрезв. положение; толкование з-нов. 3. Внесение предложения о проведении референдума. Назначение выборов Президента. Респ. референдумы назн-ся През-том. Инициатор: ПП и СР (единая воля). Решение о назначении выборов През-та – ПП. 4. Рассмотрение вопросов об отставке и досрочном освобождении от должности, смещении с должности През-та. 5. Делегирование Президенту законодательных полномочий (решение принимают обе палаты, вносит предложение сам През-т). Полномочия СР: право одобрять или отклонять принятые ПП проекты з-в о внесении изменений и дополнений в КРБ; о толковании К.; проекты иных з-в.Обшир. полномочия при решении кадровых вопросов. (согласие на назначение През-м Председ-ля КС, Председ-ля и судей ВС, ВХС, Генпрока, и др., избирает 6 судей КС; 6 членов ЦИК. Полномочия по отн-ю к мест. Советам. (Право отменять решения мест. Совдепов, не соот-щие зак-ву; принять решение о роспуске мест Совдепа в сл. системили груб наруш-я им треб-ний зак-ва и др. Стадии законодательного процесса: 1)прогноз-е и план-е раз-я зак-ва. 2) зак-ная инициатива. 3) предвар рассм-ние проектов. 4) рассм-е проекта на заседании ПП. 5) принятие зак-а. 6) рассм-е и одобрение (отклонение) СРом принятых проектов зак-в. 7) подписание и обнародование закона.80. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ В лит-ре под МУ принято понимать управленч. д-ть в мест. тер-ной единице, осущ-мую центр. властью или адм-цией вышестоящ. тер-го уровня управления. МСУ – форма орг-ции и деят-ти гр-н для самост. решения непоср-но или ч/з избираемые ими органы соц-х, эк-х , пол-х и кул-х вопросов мест. значения исходя из интересов населения и особ-тей развития АТЕ на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств (через органы, которые назн-ся вышестоящ. властными структурами). В отл. От МУ, МСУ – деят-ть нас-ния мест. админ. единицы для самост. решения вопросов мест. значения.Система: МУ И СМУ осущ-ся гр-ми через мест. Совдепы, исп. и распор. органы, органы тер. общес. СУ, мест. референдумы, собрания и др. формы прямого участия в гос и общес делах. Основ. Звено МСУ – мест. Совдепы (сельские, поселковые, районные в городах (в настоящее время упразднены), городские, районные, областные) – 3 тер. уровня мест. Советов: первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)), базовый(городские (городов областного подчинения), районные) и областной (областные). МингорСовет обладает правами баз и област Совета. Мест. СД избир-ся гр-ми соот-щих АТЕ сроком на 4 года.СД могут создаваться в областях, гор. Минске, районах, городах областного подчинения, сельских, некоторых поселках городского типа и городах районного подчинения. Система местных органов управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов. Исполнительным и распорядительным органом является исполнительный комитет, обладающий правами ЮЛ. Взамен упраздненных районных в городах Советов депутатов и их органов Указом Президента образованы местные администрации, являющиеся правопреемниками исполнительных комитетов районных в городах Советов депутатов. Исполкомы первичного, базового и областного уровней входят в сис-му органов исп. Власти. Состав исполкома: пред-ль, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (в сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения), районных в городах исполнительных комитетов - секретарь) и члены исполнительного комитета. Председатель областного испкома назн-ся През-м и утв-ся облСоветом. Кандидатуры заместителей председателя исполнительного комитета, управляющего делами и персональный состав исполкома цредседатель облисполкома д. согласовать с През-м. Обл. (Мингор) исполкомы подотчетны и подконтрольны През-ту и СМ по вопросам, входящим в компетенцию Прав-ва; исполкомы первич. и баз. уровней – През-ту и вышестоящим исп и распор органам. Исп. комитет ответствен перед соот-щим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета. Заседания исполкома - по мере необх-ти, но не реже 1 раза в мес и счит-ся правомочными, если в них принимает участие не менее 2/3 членов от уст-го состава исполкома; докладывает о своей деят-ти Совету.Исполком: разрабатывает и вносит для утв-я в Совет схему управ-я мест. хоз-вом и коммун. соб-тью, проекты программ эк и соц развития, мест. бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении.3)обеспечивает на соответ. тер-рии соблюдение зак-ва РБ; 4) распоряжается коммунальной собственностью АТЕ в порядке, установленном Советом; и др. Исполнительным и .распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация с правами юридического лица. В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации. Стр-ра и штат.числ-ть утв-ся горисполкомом. Полномочия органов МСУ: Они обладают правами и обязанностями в сфере эк, соц отношений, бюджета, финансов, охраны общес. порядка и др.утверждение программы экономического и социального развития, вправе утверждать программы жилищ. строительства, благоустр-ва, и др., утверждают и исполняют бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы, порядок управления и распоряжения коммун. соб-тью, осущ-ют управление учреждениями ЗО, образования, культуры, социального обеспечения и др.Мест. СД, исп и расп органы на основании дейст-го зак-ва принимают решения, которые имеют обяз силу на соот. тер-рии.
Вернуться назад к списку работ... Курсовые от 10 р. Дипломные от 20 р.