Работа: Ответы на Теория управления.doc
Предмет: Менеджмент
Управление - универсальное понятие. Оно присуще явлениям и процессам природы и общества. Познание человеком природы и общества показывает, что управление имеет место в неорганической, органической и социальной среде, что законы управления едины для этих сред. Процессы управления и связи лежат в основе сложных социальных, технических, информационных, социотехнических и других систем, созданных человеком. В самом общем виде управление есть воздействие одной системы на другую. Поэтому знание сущности систем, их видов и принципов функционирования – это начало познания сути управления. При этом познается управление, которое осуществляет как человек, так и сами системы, или системы, образующие единое целое с человеком. Здесь управление выступает как широкое понятие. Оно означает управление ресурсами, при помощи которых функционируют системы. Менеджмент (mahagement – англ.) – понятие многозначное. В известном словаре английского языка Н.Уэбстера приводятся следующие значения слова “менеджмент”: 1. действие, искусство или стиль управления, руководства или регулирования, надзора, контроля, распоряжения, направления и т.п.; 2. умелое руководство, заботливое тактичное обхождение; 3. опыт, мастерство в управлении, административные, организаторские способности; 4. (а) лицо или лица, управляющие бизнесом, учреждением и т.д.; (б) совокупность таких лиц, рассматриваемая как определенная социальная группа с особыми интересами, характерными экономическими взглядами и т.д. Синонимы: режим (treatment), ведение, руководство (conduct), администрация или администрирование (administration), правительство (governement), манера, ловкость (address), опыт, мастерство (skill), надзор (superintendence), контроль (control), регулирование, расстановка (handling). В “Энциклопедии профессионального менеджмента” приводится несколько определений, самое общее из которых рассматривает менеджмент “как интегрирующий процесс, посредством которого наделенные правами индивиды создают, поддерживают и оказывают воздействие на организацию в выборе и достижении цели”. Наиболее лаконичные определения даются, как правило, в учебной литературе или исследованиях по относительно узким вопросам менеджмента. Например, по управлению кадрами или маркетингом (personnel management, marketind management). Наиболее распространенные дефиниции: 1) Менеджмент – это получение вещей, действуя через других людей. Здесь дается акцент на коллективном характере труда, а также на его результатах. 2) Менеджмент является как искусством, так и наукой. Признается наличие интуитивных и субъективных способностей в процессе управления и растущей важности проверенных опытом знаний как руководства к принятию управленческих решений и действий. 3) Менеджмент является академической и профессиональной дисциплиной. Акцентирует внимание на том, что группа менеджеров является относительно обособленной, со своими интересами, навыками, методами и средствами и т.д. 4) Менеджмент – это выполнение важнейших функций, необходимых для успеха организации. Подчеркивается такой атрибут содержания менеджмента, как его функции. В русскоязычной литературе понятие “менеджмент” большей частью означает искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности. Такое определение мы считаем узким. Оно соответствует менеджменту, который включает такие направления деятельности как производство, финансы, маркетинг. Менеджмент здесь ограничен сферой производства, соответствующим ему системам. Однако, взаимопроникновение систем сейчас так сильно, что социальные, политические, производственные, научные, информационные, образовательные, культурные, экологические и другие системы не существуют друг без друга. Отсюда вытекает необходимость более глубокого знакомства с понятием “система” и “общей теорией систем”, которые дают общую методологию для понимания сути управления в любых системах и любыми системами.. В настоящее время существуют десятки определений понятия система. Их, с некоторой условностью, можно разделить на три группы. Определения, принадлежащие к первой группе, рассматривают систему, как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, существующих объективно, независимо от наблюдателя. Задача наблюдателя – выделить систему. Или, как минимум, определить ее входы и выходы. Как максимум – сделать анализ ее структуры. Структуризация – это важный этап в выяснении механизма функционирования системы. Определение второй группы рассматривают как инструмент, способ исследования процессов и явлений. Наблюдатель имеет цель и конструирует (синтезирует) систему как некоторое абстрактное отображение реальных объектов. Система понимается как совокупность взаимосвязанных переменных, представляющих те или иные свойства, характеристики объектов этой системы. В этой трактовке понятие система практически смыкается с понятием модель. Третья группа определений представляет собой некий компромисс между двумя первыми. Система здесь – искусственно создаваемый комплекс элементов, предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической или социальной задачи. Система является реальным объектом и одновременно – абстрактным отображением связей действительности. Такие системы – предмет исследования системотехники. Определение. В современной теории систем под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами. Следовательно, для правильного понимания любой системы и законов ее функционирования необходимо уяснить суть таких категорий как "объекты”, “свойства", “связи". Объекты – части системы. Система может иметь неограниченное множество частей, т.е. объектов. При декомпозиции системы на части вводят понятие “компонента”, которое может быть двух видов: подсистемы и элементы. Подсистема – компонент, т.е. состоящий из компонентов. Элемент – это компонент, который в рамках данной системы не может быть разделен на компоненты. Внутреннюю суть подсистем и элементов раскрывают параметры, количественные и качественные характеристики. Свойства – есть качество параметров частей системы. Качество есть внешнее проявление способа, с помощью которого получают знания об объектах и их составляющих. Свойства дают возможность описать объекты системы количественно, выражая их понятиями определенной науки или сферы практической деятельности. Связи соединяют объекты и свойства в единое целое. Они существуют между всеми компонентами, подсистемами и элементами системы. Функционально необходимые друг другу - связи первого порядка. Дополнительные связи (отношения) – связи второго порядка. Их присутствие в значительной степени улучшает действие системы, но функционально не обязательно. Связи третьего порядка – излишние и противоречивые. Отношения. Отношения в системе это то, с помощью чего компоненты системы объединяются в одно целое. Различают три типа отношений: 1) взаимозависимость между компонентами (интердепенденция); 2) односторонняя зависимость, когда один элемент определяет другой, но нет обратной зависимости (детерминация); 3) элементы, не находящиеся во взаимных отношениях, но совместимы в системе (констеллация). Проблема совместимости одна из важнейших в управлении. Совместимость это нечто, обеспечивающее возможность взаимодействия между компонентами. Объекты, свойства, связи, отношения устанавливает исследователь или орган управления системой. В настоящее время существуют десятки определений понятия система. Их, с некоторой условностью, можно разделить на три группы. Определения, принадлежащие к первой группе, рассматривают систему, как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, существующих объективно, независимо от наблюдателя. Задача наблюдателя – выделить систему. Или, как минимум, определить ее входы и выходы. Как максимум – сделать анализ ее структуры. Структуризация – это важный этап в выяснении механизма функционирования системы. Определение второй группы рассматривают как инструмент, способ исследования процессов и явлений. Наблюдатель имеет цель и конструирует (синтезирует) систему как некоторое абстрактное отображение реальных объектов. Система понимается как совокупность взаимосвязанных переменных, представляющих те или иные свойства, характеристики объектов этой системы. В этой трактовке понятие система практически смыкается с понятием модель. Третья группа определений представляет собой некий компромисс между двумя первыми. Система здесь – искусственно создаваемый комплекс элементов, предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической или социальной задачи. Система является реальным объектом и одновременно – абстрактным отображением связей действительности. Такие системы – предмет исследования системотехники. Определение. В современной теории систем под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами. Следовательно, для правильного понимания любой системы и законов ее функционирования необходимо уяснить суть таких категорий как "объекты”, “свойства", “связи". Объекты – части системы. Система может иметь неограниченное множество частей, т.е. объектов. При декомпозиции системы на части вводят понятие “компонента”, которое может быть двух видов: подсистемы и элементы. Подсистема – компонент, т.е. состоящий из компонентов. Элемент – это компонент, который в рамках данной системы не может быть разделен на компоненты. Внутреннюю суть подсистем и элементов раскрывают параметры, количественные и качественные характеристики. Свойства – есть качество параметров частей системы. Качество есть внешнее проявление способа, с помощью которого получают знания об объектах и их составляющих. Свойства дают возможность описать объекты системы количественно, выражая их понятиями определенной науки или сферы практической деятельности. Связи соединяют объекты и свойства в единое целое. Они существуют между всеми компонентами, подсистемами и элементами системы. Функционально необходимые друг другу - связи первого порядка. Дополнительные связи (отношения) – связи второго порядка. Их присутствие в значительной степени улучшает действие системы, но функционально не обязательно. Связи третьего порядка – излишние и противоречивые. Отношения. Отношения в системе это то, с помощью чего компоненты системы объединяются в одно целое. Различают три типа отношений: 1) взаимозависимость между компонентами (интердепенденция); 2) односторонняя зависимость, когда один элемент определяет другой, но нет обратной зависимости (детерминация); 3) элементы, не находящиеся во взаимных отношениях, но совместимы в системе (констеллация). Проблема совместимости одна из важнейших в управлении. Совместимость это нечто, обеспечивающее возможность взаимодействия между компонентами. Объекты, свойства, связи, отношения устанавливает исследователь или орган управления системойУправленческий континуум. Континуум означает непрерывное. История управленческой мысли прослеживается с 5000 года до нашей эры когда появились письменность шумеров, и началась регистрация фактов. С 4000 по 2000 гг. до н.э. египтяне признают необходимость планирования, организации, контроля, децентрализации в организации управления, необходимости письменных запросов, использования рекомендаций “штаба”. В 1800 году до н.э. царь Хаммурапи использует свидетелей и письменные документы для контроля, признает недопустимость перекладывания ответственности, устанавливает принципы минимальной заработной платы. В 600 годы до н.э. царь Навуходоносар вводит принцип контроля за производством и стимулирование через заработную плату. Существенный вклад в развитие управления вносят древние греки. Прежде всего следует отметить труд Ксенофонта “Экономикос”, буквальный перевод с греческого – искусство управления домашним хозяйством. Этим трудом Ксенофонта было положено начало признания управления (менеджмента) как особого вида искусства. С этого труда начинается также наука и практика под названием экономика. Сократу принадлежит формулировка принципа универсальности управления, Платону – формулировка принципа специализации. Александр Македонский создает штаб. В 1340 году Лука Пачоли (генуэзец) создает двойную бухгалтерию. Вслед за ним, в Италии, на протяжении ста лет в сферу управленческой деятельности внедряют учет издержек производства, чеки и балансы для контроля, присваивание номеров при инвентаризации, контроль товарных запасов, контроль себестоимости, стандартизацию и взаимозаменяемость деталей, управление кадрами. В 1525 году Никколо Макиавелли формулирует принцип массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качества руководителя. 1776 год, Адам Смит применяет принцип специализации к промышленным рабочим; концепцию контроля; расчет оплаты труда. Джеймс Уатт и Маттеус Бултон Сохо вносят в управление стандартные операции, спецификации, планирование, стандартное время, стандартные данные, стимулирование заработной платы; Рождественские праздники, страховое общество служащих, ревизии баланса и отчетности. 1900 год Фредерик У.Тейлор – научный менеджмент. 1910 год Хьюго Манетерберг – использование психологии в менеджменте и работе. Харрингтон Эмерсон – эффективный инжиниринг, принципы эффективности. 1916 год Генри Файоль – первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях. Статистические методы в управлении. 1924 год, Г.Ф.Додж, Г.Г.Роминг, У.А.Шухарт – использование статистических выводов и теории вероятностей при проведении инспекций и контроля качества с использованием статистических средств. 1925 год, Рональд А.Фишер – различные современные статистические методы, включая бейесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов. 1928 год, Т.К.Фрай – статистические основы теории обслуживания. 1938 год, П.М.С.Блэкетт – операционные исследования. 1949 год, Норберт Винер, Клод Шеннон – сделали упор на системный анализ и теорию информации в управлении. Социологические концепции в управлении. 1927 год, Элтон Майо – социологическая концепция групповых устремлений. 1930 год, Мэри Р.Фоллет – философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой подход к решению проблем менеджмента. 1938 год, Честер Барнард – теория организации; социологические аспекты менеджмента; необходимость коммуникаций. Концепции менеджмента второй половины XX века. 1960 год, Дуглас Мак-Грегор – доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории “X” – утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории “Y” – принцип распределения ответственности. 1965 год, Игорь Ансофф – подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. 1975 год, Вильям Оучи – развитие теории фирмы. Несовершенство рынка – причина существования фирм. Управленческий континуум разработал Клод Ст.Джордж – младший и изложил в книге “История управленческой мысли”. В континууме прослежена история развития основных понятий теории и практики управления, ученых и деятелей сформулировавших эти понятия, концепции, теории. Большое внимание уделено концепциям и понятиям управления людьми, производством, ресурсами используемыми в производстве, организации процесса производства, В XX веке, с выходом человека в космос, созданы сложные и сверхсложные системы, которыми управляют люди – менеджеры, предприниматели, они обладают специальными знаниями в конкретной сфере деятельности.Свойства – есть качество параметров частей системы. Качество есть внешнее проявление способа, с помощью которого получают знания об объектах и их составляющих. Свойства дают возможность описать объекты системы количественно, выражая их понятиями определенной науки или сферы практической деятельности. Некоторые свойства систем. Целостность. Если часть системы соотносится с другой частью системы так, что изменение в некоторой части вызывает изменение в других частях и системе в целом, то система обладает целостностью. Обособленность. Если изменение в каждой части системы зависит только от этой части и не распространяется на другие элементы системы, то данное свойство есть обособленность системы. Централизация. Система, в которой некоторый элемент играет доминирующую роль, является ее центром, - есть централизованная система. Все подсистемы и элементы находятся в связи с центральной подсистемой, изменение которой ведет к перестройке связей и свойств системы. Децентрализация. Отсутствие главной подсистемы и равноценность важнейших подсистем соединенных между собой последовательно и параллельно делает систему децентрализованной.Общая теория систем. Австрийский биолог Фон Берталанфи (р. 1901г.) длительное время исследовал “открытые системы” и в результате исследований сформулировал “общую теорию систем”. Он рассматривал ее как метатеорию – теорию, подводящую единую базу под все науки. Фундаментальная проблема общей теории состоит в пояснении законов, определяющих принципы образования, поведения и развития любых реальных систем. Под системой Берталанфи понимал множество элементов произвольной материальной природы, находящихся в некоторых заданных отношениях друг к другу. Общая теория систем проводит анализ и синтез сложных систем произвольной природы с целью раскрыть общие закономерности в системах, базируясь на аналогичности происходящих в них процессов. Общая теория систем исследует: соотношение части и целого; эффект целостности; структуры и поведение систем; задачи самоорганизации, адаптации, управляемости и др. В настоящее время теорию систем рассматривают как научную дисциплину, разрабатывающую методологические принципы исследования систем. Эти принципы носят междисциплинарный характер, поскольку системы различных видов изучаются многими науками математикой, кибернетикой, социологией, психологией, биологией, техникой, экономикой, политикой, военной наукой и др.
Вернуться назад к списку работ... Курсовые от 10 р. Дипломные от 20 р.