Работа: Финансововое право - ответы 2007.doc
Предмет: Правоведение (все отрасли права)
81. Понятие финансовой деятельности г-ва (ФДГ), ее эк-ие и пр-е основы.
ФДГ – специфическ. д–сть гос–ва в лице его органов по формир., распредел. и использ–ю (ФРИ) ден. средств (гос., террит., корпоративн. фин–в) в соотв. с функциями и задачами государства.
Экономическ. основы: обусловлена ф–цмями финансов.
–ФРИ централизов. и децентрализ. ден. фондов, т.е. реализ–ся распределит. ф–я финансов;
–контроль фин. потоков для удовлетв–я гос–х, террит–х, коллект., личн. интер–в, т.е реализ. контр. ф–я фин-в. Носит межотраслев. и межтеррит. хар–р: это д–сть в обл. фин, бюдж, налогов, ден–кредитн. политики, затрагив интересы всех отраслей, тер-й и групп нас-я. Междунар. хар–р: нац. доход в форме фин. рес–в м. использ–ся за пределами гос–ва.
Правов. основы: основа ФДГ – созд–е правов. базы (нормы, регул. д–сть каждого инст–та фин. системы; нормы, опред–щие п–вой ст–с фин.орг–в).
Суб–ты: гос–во (РБ, АТЕ, ОГУ общ. и спец.компет.); юр. л; ф.л. Методы мобилиз–и: обязат. (напр. налоги) и добров.(напр, вклады в гос.фин–кред учр–я); распр–я: финансир–е (целев, безвозм, безвозвр, бессрочн) и кредитов–е (целев, возм, возвр, срочн.) Формы ФДГ : 1.правов.–НПА 2.неправов.–разъясн–я, семинары и т.п.
Принципы: единства–все фин.органы пресдедуют одну цель,согласов–сть фин. и ден.–кредитн.пол–ки; нер-ва сторон(приор–т гос.интер–в,м-д властн. предпис–й), планир-е; разграничение компетенции; прозр–сть ФДГ; з–нность, экономия ден ср-в, окупаемость затрат...82. Финансовая Система, ее состав и задачи.
ФС - совок-ть фин институтов, с помощью к–рых осущ.ФДГ, сов–сть фин. орг–в, осущ–х эту д–сть и их взаимосвязь.
Состав:1.Фин.инст–ты(пассивн.эл-т) – сов–сть норм, рег. качеств. однор. отнош–я в сфере ФДГ; 2.Органы (активн эл-т)–общ. и спец.(МФ,МНС, Департ–т фин.расслед КГК, НБ, Госстрах надзор,..) компет.
Конст.РБ: фин–кредитн сист. РБ вкл–ет бюдж.сист, фин.ср–ва внебюдж.ф–в,пр–й, учр–й, орг–й, гр–н.
Звенья (фин.отн., в рез–те к–рых ФРИ соотв–щие ден.фонды): ф-сы РБ,ф-сы МУ и МСУ,респ б-т, местн б-ты, внебюдж. ф–ды респ. и муницип., б–ты СЭЗ, ф–сы пр–й обязат страхов–е, гос. кредит.
Задачи: грамотное ФРИ центр. и децентр. ден.фондов для полит.и соц.стаб–сти, экон.разв–я. Опр–ся в З–не о бюдж. на год, Прогнозах соц–эк.разв–я.83. Источники ФП.
Это формы закрепления норм, рег–щих фин.отн.
К–ция (р–л 7 Ден.–кредитн.сист.), Кодексы (налоговый, банковский)+Тамож, Инвестиц Закон о бюдж., З–н о бюдж. системе,+ о МУ и МСУ о страхов–и Декр. и Указы Пр–та, Постан. СМ, МФ, МНС, НБ; акты орг–в МУ И МСУ (распростр.на их тер.)
Междунар соглаш.: об устран–и двойного налогооблож–я, с МВалют.Фондом…Недост–ки: много подзак–х, противор–сть84. Правовой статус денег, денежной ситемы и ден.–кредитн. регулир-я.
Деньги – один из объектов гр-х прав, товар особого рода.
Ф-ции денег: 1.ср–во обращения 2.мера ст-ти 3.ср-во платежа 4.ср-во накопления (обесп покупательск. сп–сть в будущ.) 5.ср–во м–унар расч–в (некот.).
Ден.сист. – форма орг–и ден обращ–я, т.е. движ–я нал и безнал денег, в стране. Эл–ты: –офиц ден ед-ца (это устан.з–вом назв–е денег),–пор-к нал и безнал эмиссии,–организация и регулир–е ден. обращ–я,–гос орган ден–кред и валютн.регулир–я.
НБ опред. дост–во, меру веса, изображ, номинал.
Ден–кредитн.политика – сов–сть меропр. по обеспеч. экон. роста, сниж–ю инфл, обеспеч. з–сти, выравнив–ю платежн. балланса. Она осущ. путем ДКР.
Ден.–кредитн. регулир–е (ДКР) – осн. сп–б возд–я гос–ва на экон.проц. Основн. формы: эмиссия денег, деноминиция, ден реформа. + учетная ст–ка НБ, обязательн. резервы коммерч. б–в в НБ, определ–е lim. расчетов и lim. остатка ден. ср–в в кассах.85. Понятие и роль бюджета. Понятие и знач-е бюджетного права.
Б–т – осн. фин. план формир–я и использ. ден. ср–в для обеспеч–я ф–й гос. орг–в, экон. и социальн. разв–я Республики Беларусь или соотв–щей АТЕ (Опр–е – З–н о бюдж. сист. РБ и гос.внебюдж.фондах)
«Б–т» – фин план, эк–ская катег., резерв ср–в, закон.
Ф–ция: осн. фин инстр–т по распредел–ю нац. дохода, аккумулир. ср–ва в казне для вып–я ф–й гос–ва. Сп–бы: н-ги,поддержка малого бизнеса, прямое б-тное финансир-е, выдача бес%-х льготн кредитов...
Бюдж. сист. РБ вкл респ. и местн. Рай. Б + поселки, сельсов→ консолидирован.Б р–на; все р–ны + обл→
консол. Б. области, Б.обл–й +г.М.+респ–ский Б→консолид. Б.РБ.
Б. мех–зм –пор-к распредел-я доходов и расходов м/у звеньями б-тной с/с.
На сод–е Б. вл–ют: 1.объективн.ф–ры (прир. рес–сы, ур–нь разв–я пр–ва,..) 2.субъективн. (полит. режим, тип гос.устр–ва, политика правит–ва…)
Бюджетное право (БП) – совок-ть пр-х норм, регламентир д-ть гос-ва по ФРИ ср–в Б. БП-часть ФП. 1.мат. нормы(б-тное устр-во, б-тную с/с, стр-ру дох–в и расх–в, полн–я суб–в п/о, их П и О) 2.процесс. нормы (Б-тный процесс: пор-к сотавл-я б-та, его рассм-я,утв-я и исполн-я). Роль БП: четкая п–вая реглам–я ФРИ гл. ден. фонда страны.86.Понятие бюджетного процесса (БП), его принципы и стадии.
БП- регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Принципы (З–не о бюдж.сист.): единство (норм.база), самостоятельность (мест.налоги утв. МИРО), гласность (обсужд. З–н о бюдж), полнота (учесть все ист–ки), реальность (расх.–исходя из дох.)+ежегод–сть
Стадии БП:
1.Сост. проектов – для опр–я V необх. ден. ср–в. Это компет–я СМ и МИРО. Непоср–но сост. МФ и фин.отделы исполк–в на основ–и прогнозов соц–эк разв–я (их разраб МЭ,МФ,НБ) СМ, одобрив, предст–ет Пр–ту проект респ. и консолид. Б. РБ. Пр–т вносит проект в Парл–т.
2.Рассм–е: комиссии Парл–та (по эк–ке, фин–сам,…).
3.Утвержд–е. З–н о бюдж. и Реш–я местн. сов–в деп–в д.б. приняты до 1 янв. Нижест. утв. после вышест.
Если не утв., то кажд. мес. можно расх–ть 1/3 4–го кв–ла предыд. фин.года в пределах поступающ. дох–в.
4.Исполнение: исп. власть разрабатывает и доводит правила исполнения б-та. Согл.бюдж.росписи–покварт.распред–ю дох, расх и ист–ков покр–я деф–та.
5. Сост., рассм. и утв. отчет об исполн–и: процедура–как проект бюдж. (СМ–Пр–т–Парл)
Контроль за исп. респ.Б: Пр–т, СМ, КГК. Оперативный–МФ,МНС,ГТК и их орг. на местах. Местн.:КГК и вышест.ИРО, оперативн.: мест. налогов. и фин. орг.87. Казначейство.
2 метода формир-я и распр–я Б.: 1.ч/з фин. органы 2. ч/з казнач–во.
Казначейство –орг. упр–я, на счетах к–рого аккум–ся ср–ва бюджета, внебюдж. ф–в, респ. ОГУ и подвед–х им орг–й и учрежд–й.
ПСМ 1998г.«О переходе на казначейск. сист. исполнения респ. бюдж.»
Система казначейства РБ: Гл. гос. казначейство Минфина, упр. по обл. и г.М, отдел-я и предст-ва в гор. и р-нах (местн. подчин-ся МФ)
Роль –аккумулир-е бюдж-х ср-в; получение инф-ции по расход-ю; контроль.
Порядок: Мин–ва, др. респ. ОГУ - главн. распоряд-ли ср-в респ.Б; учр, орг–и, финансир. из Б. - распорядители средств. Кажд. распор-ль д.б. зарегистрир. в казн-ве., открыв-ся счета в системе гос. казн-ва. Им устанавлив-ся lim бюдж-х расх-в. Составл. поквартальн. роспись расх-в по распор-лям, утв. фин.орг. Она - основ-е получ-я ср-в из бюдж. ч/з казн-во. Для этого распор-ль предст. в казн-во плат. поруч. и док-ты (наприм., дог-р, зарегистрир-й в казн-ве). Обяз-ва распоряд-лей оплачив. казн-вом со счета местн. бюдж по мере поступл-я на него ср-в., минуя счета распор-лей.Обяз-ва сверх lim из бюдж.не финансир-ся. На тек. бюдж. счет распор-ля м. зачисл-ся: плата банков за пользов. ден. ср-вами, компенс. за неиспольз. путевки, ошибочн. перечисл-я и др.Эти ср-ва использ. по их назнач-ю самост. распор-лем. Наличие остатков на тек. счете не допуск., ост-к ден. ср-в в последн. день тек. мес. перечисл. на сч. казн-ва (искл: ср-ва на з/п, компенс, неотл. нужды, восстановленные суммы бюдж-го фин-я)
Особенность – единство кассы. Недостаток – нужны доп. расходы, доп з/п, доп. люди, усложн. процед.по перемещ–ю денег.8. Виды и функции налогов.
С 01.01.2004 НК Республики Беларусь (Общ.ч)
Налог - обязат. индивид-но безвозм. платеж, взим. с орг-й и ф.л в форме отчужд-я принадл-х им на п.соб, хоз.в, опер.у. ден. ср-в в респ. и(или) местн.бюджеты.
Виды:
1.По методу облож-я:
• прямые: реальные (на об-ты им-ва –недвиж, земельн...) и личн.(на дох. отдельн.лиц-подох с ф.л, на дох и приб). Юр.и фактич.плат-к совпад.
• косвенные. Вкл. в цену как надбавка. Факт-ски платит потреб-ль, юр-ски обязан внести в бюдж. продавец. В Республики Беларусь - НДС и акцизы.
2.По экон. сод-ю: прям, косвен, восстановит.(на восполн-е рес-в: земельн, чрезвычайн…)
3.По установивш. орг. власти:
• республиканск.(общегосуд.)НДС, акцизы, подох, земельн, на недв….НК-закр.перечень
• местные (их введ-е предусм.знод-но, но конкр. устанавл. Мест. сов.)Н-г с розн. прод, на рекл, за услуги, сборы с польз-лей. Переч.закр, но, напр, сб. с польз. – оч. много.
4.По бюдж, в к-рый поступают:
• закрепленные: идут в респ.бюдж.-тамож.пошл, чрезвыч…; в местн.-подох, н.на недв, земельн.+все местные
• регулирующие: НДС, акцизы, на дох и приб...-и в респ, и в местн. Конкр. р-р %-в З-не о бюдж.
5.По хар-ру ставок:
• регрессивные (дох>,ставка<) автомоб.
• прогрессивн(дох>, ставка>)Подох.н-г
• пропорциональн(ст-ка не измен-ся, напр. НДС-18%)
• фиксированн.(напр, мест. сбор. за пересеч. гр-цы РБ-0,5 БВ)
6.По регуляр-сти уплаты
• регулярн (подох, земельн..)
• разовые (таможен. пл-жи, на приобр-е трансп. ср-в..)
7.По цели
• общие
• целевые (чрезвыч.н-г)
8.По ист-ку уплаты
• включ.в цену (НДС..)
• в себест-сть (земельн; эколог.в предел. лим…)
• из прибыли (на недв, приб, на дох..)
Функции:1.фискальная (от лат.fiscus -корзина)Осн. инстр-т мобилиз-и ср-в в бюдж. 2.регулирующ.(гос-во направл. с помощью н-гов д-сть плат-ков в приоритетн.направл) – подфункции сдерживающая и стимулирующая. 3.распределительн. (социальная)Ср-ва из бюджета – на…4.Контрольн.(за деят-стью, доходами)С ее помощью оценив. эф-сть н. системы.89. Правовая конструкция налогов.
НК РБ: н-г счит-ся установл-м, когда определены:
1.Плательщик- ф.л. или юр. лицо, которое по закону должно уплачивать налог.
2.Объект налогооблож-я– предметы, явления подлежащий обложению (доход, им-во).
3.Налоговая база – часть об-та облож-я, образующаяся в рез-те учета всех льгот, изъятий. К ней прим-ся ставка.
4.Н.период
5.Н.ставка-вел-на налог-х отчисл-й на ед-цу объекта облож-я (тверд. и адвалорн (%))
6.Порядок исчисл-я
7.Пор-к и сроки уплаты
-Единица налогообложения – единица измерения объекта.
-Источник уплаты налога –
-Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налога.
-Права и обязанности и меры ответственности- в з-ве89. Правовая конструкция налогов.
НК РБ: н-г счит-ся установл-м, когда определены:
1.Плательщик- ф.л. или юр. лицо, которое по закону должно уплачивать налог.
2.Объект налогооблож-я– предметы, явления подлежащий обложению (доход, им-во).
3.Налоговая база – часть об-та облож-я, образующаяся в рез-те учета всех льгот, изъятий. К ней прим-ся ставка.
4.Н.период
5.Н.ставка-вел-на налог-х отчисл-й на ед-цу объекта облож-я (тверд. и адвалорн (%))
6.Порядок исчисл-я
7.Пор-к и сроки уплаты
-Единица налогообложения – единица измерения объекта.
-Источник уплаты налога –
-Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налога.
-Права и обязанности и меры ответственности- в з-ве90. Правовая отв-ть за нарушение налог. закон-ва.
Комплексный институт: эконс-кая, администр, уголовная. НК БР: кроме мер отв-сти примен-ся восстановит-ные меры: взыск-е недоимки и пени.
НК РБ меры отв. не установл., поэт., хотя с 1.01.2004 НК РБ вст. в силу, но сохр. действие З-н о н., сб. в нов ред.(осталась только ст. 9 «Меры отв. плат-ков»-эк-ские и адм.). Но 22.01.04 Указ№ 36 «О доп. мерах по регул. нал-х правоотн.» Сейчас он осн. акт, уст. эк. и адм. отв.
Экон. отв. –устан. актами з-ва п-вые посл-я неисп-я суб-том предпр. д-сти(СПД) актов з-ва в сф.эк.отн-й. Эк. правонар-е - т.е.противопр. деяние СПД, выразивш-ся в неисп. актов з-ва, рег. эк. отн.(эти опред-я – из Указа №673, утв.Пор-к орг-и и провед-я проверок фин-хоз. д-сти) Из опред-я: вина не требуется!
Суб-ты: юр.л и ИП. Санкции – в БВ, либо % от недоимки, но не менее...БВ. Отв-сть – по реш-ю нач-ка (зам) н. орг.
Некоторые составы: -наруш-е срока подачи заявл. о пост-ке на учет в нал. орг; –осущ. д-сти без пост-ки на учет; -наруш-е срока предст. н.деклар; –неупл. н-га в устан. срок и то же, но путем сокр., заниж. н-гов. базы(по З-ну о н., сб. за сокр-е, заниж-е об-тов н.облож-я – штраф в 3-кратн.р-ре недоимки; а по Указу – только 40%!, но не менее 2 БВ, поэт. если сумма маленькая, то по З-ну получ-сь меньше) (Сокр-е – не предст. расчет или не указал в нем. Заниж-е – указ. меньш. сумму-это в Пост.МНС) Новелла: м. внести изм. и доп. в декл, расчет и доплатить до назнач-я н.проверки→санкций не будет, только пеня. Указ №36 – отв. за налоговые правонар-я (эк. и адм.). Отв. за иные экон наруш-я (наруш. пор-ка оборота алког. прод-и, табачн. изд, бензин, валюта...)-акты з-ва (преим-но Ук. и Декр)
Адм. отв-сть. Адм. правонар.-противопр.виновн. деяние, за к-рое з-вом предусм. адм. отв.(опр-е в КоАП)
Составы адм. н-гов.п-вонар. в Указе – точно как эк-ские, только суб-ты: долж.л и иные ф.л., не явл-ся ИП. + спец. составы (против пор-ка управл-я в сф. н-облож-я):
-непредст-е док-тов для н. контроля по запросу н. органа; -отказ от подпис-я акта пров-ки (оба - новеллы); -воспрепятств-е в провед-и пров-ки По ним суб-ты д.л и все ф.л, в. т.ч. ИП.
Указ №36 д-ет до вступл. в силу КоАП-2003(уже принят) и ПИКоАП(на рассмотр-и проект).По нов. КоАП нет эк. отв, а есть адм. отв. юр.л.
Есть составы и в КоАП: -укл. от упл. н-в путем сокр, заниж., не повлекш. ущерб к крупн. р-ре; наруш. ср. пост-ки на учет в н.орг. (т.е. как в Указе, примен-ся Указ).Взыск-е – нач-к(замест-ль)н.органа. В исключ. компет. суда: -занятие ПД без гос. рег, запрещ. д-стью, без лиценз.; -наруш пор-ка према ден. ср-в, хран-е без подтв. док-тов.
Уголовн.отв 2 состава, выявив к-рые н. орг. направл. мат-лы в орг. Деп-та фин. рассл-й Ком-та гос коптроля (т.е в финансов. милицию)
-ст.233 Незаконн. ПД (без гос. рег, без лиценз), сопряж с извлеч. дох. в крупн. Республики Беларусь-ре (250 БВ)
Примеч. к этой ст.:весь доход, затраты не вычитаются.
-ст.243 Укл. от упл. н-в, причинивш. ущерб в крупн. р-ре. (Ущерб-сумма неуплач-х в бюджет н-в.)
Вернуться назад к списку работ... Курсовые от 10 р. Дипломные от 20 р.